Главная » Марки » Саамский футбол и кулинарная загадка. Проект на тему "саамские игры" - презентация по физической культуре и географии Что же представляют собой «Саамские игры»

Саамский футбол и кулинарная загадка. Проект на тему "саамские игры" - презентация по физической культуре и географии Что же представляют собой «Саамские игры»

Традиционный яркий праздник культуры коренного малочисленного народа саами: женский футбол, стрельба из арбалета, саамская уха и фольклорные коллективы

У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них - саамские игры.

Что же представляют собой «Саамские игры»?

Это прежде всего фольклорное и спортивное мероприятие. Оно включает соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам развлечений. В программу праздника включены спортивные состязания по саамскому футболу, метанию аркана на оленя, прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, перетягиванию каната и ловле рыбы традиционным саамским способом «на банку».

Самое удивительное то, что в саамский футбол играют только женщины. Они бегают, гоняют мяч по неровному полю впятером в длинных сарафанах. Без сарафанов никуда - это национальный спорт, неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь...

Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди - повсюду северный минимализм. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом. И если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест. В Мурманской области саамский футбол пользуется невиданной популярностью, и на игры съезжаются со всей округи, чтобы посмотреть забавные матчи.

Согласно правилам, стать участником может каждый желающий, независимо от его национального статуса и принадлежности

По сравнению с футболом, стрельба из арбалета выглядит обычной забавой. Год от года организаторы стараются разнообразить эти состязания. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. В полном соответствии с охотничьими традициями, важно, куда именно волк получит мячиком - от этого зависит количество набранных очков: одно дело - хвост, и совсем иное - голова.

Для состязания по прыжкам через нарты создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных саней-кереж. Кережа представляет собой узкое заостренное к носу корытце с единственным полозом на дне. В нее исстари запрягали оленей или собак и использовали для передвижения по тундре людей или небольших грузов.

Еще один вид северного спорта - метание аркана. По-саамски аркан называется «няртола». Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав таким образом свою меткость и ловкость. Каждому участнику дается три попытки: считается, что этого достаточно для полного триумфа либо для безапелляционного позора.

Помимо традиционных игр в празднике примут участие фольклорные самодеятельные коллективы «Вуая», «Луявьр», «Роанняс», а также театр саамских традиций «Эллманнт», саамский центр Норвегии «Вардубайки» и другие.


Все желающие смогут угоститься традиционной саамской ухой и посетить красочную выставку-ярмарку изделий мастеров декоративно-прикладного творчества коренных народов Мурманской области.

Саамский футбол существуюет не одно тысячелетие. А вот в саамский футбол играют только представительницы прекрасной половины человечества! Идея его проста: играют только женщины в длинных сарафанах мячом из оленей шкуры, в каждой команде по пять человек, мяч нужно загнать за линию соперника, желательно ногами. Дополнительную интригу и веселье поединкам придает то, что мяч можно прятать под подол, а к участию допускались саамские женщины любого возраста и комплекции. Мужчинам остается только болеть, подбадривая участниц в синих и красных сарафанах.

Только на празднике в Ловозере можно увидеть и необычный женский саамский футбол. Особых, серьезных правил у игры нет, но требуется физическая сила - мяч из кожи, набитый шерстью, тяжел, притяжение не земное, а болотное, говорят игроки, нужен азарт, желание победить, а еще нужны саамские заклинания.

В наше время на проводящихся каждый год недалеко от Ловозера Саамских играх правила упростились, и образовались мужские команды, непременно в женских сарафанах!)))

"И саамский футбол!

Всех желающих посмотреть традиционный саамский футбол просим пройти на... болото!

Представьте себе футбольное поле, пружинящее под ногами, покрытое кочками и мхом, футбольную форму - длинные до пят сарафаны и футбольный мяч - тяжелый кожаный тюк с ручкой. Наверное, это кошмарный сон любого профессионального футболиста, имя этому «кошмару» - саамский футбол. Вратарь стоит на воротах, раскинув подол, защитники закрывают мяч юбкой, а то и попросту садятся на него, нападение не стесняется щекотать игроков другой команды. Главный отвлекающий фактор - тучи комаров. Болельщики безумствуют:

Давай, прыгай на мяч!

Мама, мама, беги быстрее!

Ой, девочки, ради Бога, защитите ворота!

Принимай мяч на грудь!.. - чисто мужской комментарий.

Бабушка в расшитом платке и сарафане ведет репортаж по мобильнику, рассказывает кому-то:

Наши ведут 1:0! Так красиво забили! Подожди... бегут к нашим воротам... Мяч, держите мяч! Ага, упали, наши молодцы... Ой, уже нет, 1:1... Иди сюда скорее, тут еще дополнительное время и пенальти будут!

Фотографы и операторы, отплевываясь от комаров, носятся по кочкам, время от времени мячом достается и им. Забавное зрелище может оказаться очень жестоким. Вместо мяча одной из девушек попали ногой по лицу. Она падает ничком - настоящий нокаут. Поднимается с трудом, но от замены отказывается. А на воротах одной из команд стоит саамская писательница Надежда Большакова. Она мастерски отразила удар по своим воротам во время пенальти:

Девочка, ты мне смотри, только пробей!

После матча обнимаются победители и проигравшие."

Саамский футбол существуюет не одно тысячелетие. А вот в саамский футбол играют только представительницы прекрасной половины человечества! Идея его проста: играют только женщины в длинных сарафанах мячом из оленей шкуры, в каждой команде по пять человек, мяч нужно загнать за линию соперника, желательно ногами. Дополнительную интригу и веселье поединкам придает то, что мяч можно прятать под подол, а к участию допускались саамские женщины любого возраста и комплекции. Мужчинам остается только болеть, подбадривая участниц в синих и красных сарафанах.

Только на празднике в Ловозере можно увидеть и необычный женский саамский футбол. Особых, серьезных правил у игры нет, но требуется физическая сила - мяч из кожи, набитый шерстью, тяжел, притяжение не земное, а болотное, говорят игроки, нужен азарт, желание победить, а еще нужны саамские заклинания.

В наше время на проводящихся каждый год недалеко от Ловозера Саамских играх правила упростились, и образовались мужские команды, непременно в женских сарафанах!)))

"И саамский футбол!

Всех желающих посмотреть традиционный саамский футбол просим пройти на... болото!

Представьте себе футбольное поле, пружинящее под ногами, покрытое кочками и мхом, футбольную форму - длинные до пят сарафаны и футбольный мяч - тяжелый кожаный тюк с ручкой. Наверное, это кошмарный сон любого профессионального футболиста, имя этому «кошмару» - саамский футбол. Вратарь стоит на воротах, раскинув подол, защитники закрывают мяч юбкой, а то и попросту садятся на него, нападение не стесняется щекотать игроков другой команды. Главный отвлекающий фактор - тучи комаров. Болельщики безумствуют:

Давай, прыгай на мяч!

Мама, мама, беги быстрее!

Ой, девочки, ради Бога, защитите ворота!

Принимай мяч на грудь!.. - чисто мужской комментарий.

Бабушка в расшитом платке и сарафане ведет репортаж по мобильнику, рассказывает кому-то:

Наши ведут 1:0! Так красиво забили! Подожди... бегут к нашим воротам... Мяч, держите мяч! Ага, упали, наши молодцы... Ой, уже нет, 1:1... Иди сюда скорее, тут еще дополнительное время и пенальти будут!

Фотографы и операторы, отплевываясь от комаров, носятся по кочкам, время от времени мячом достается и им. Забавное зрелище может оказаться очень жестоким. Вместо мяча одной из девушек попали ногой по лицу. Она падает ничком - настоящий нокаут. Поднимается с трудом, но от замены отказывается. А на воротах одной из команд стоит саамская писательница Надежда Большакова. Она мастерски отразила удар по своим воротам во время пенальти:

Девочка, ты мне смотри, только пробей!

После матча обнимаются победители и проигравшие."

Ловозеро - небольшой саамский поселок в центре Кольского полуострова. От Мурманска до него километров двести. Впрочем, дорога хорошая, и за наблюдением местных красот из окна машины время пролетает быстро.


Это была последняя точка на нашем туристическом маршруте. В ближайшие дни я буду еще не раз рассказывать про то, что ей предшествовало - Кандалакшу, Умбу, Кировск и другие городки и поселки кольского Заполярья. Прошу простить, что не отвечал на комментарии к предыдущим постам. Места эти богаты разным - зверем, рыбой, дичью. Но вот хорошего доступа в интернет в этом списке нет.

После двух часов поездки за поворотом открывается Ловозеро,
райцентр с населением около 3 тысяч человек

Так вот, Ловозеро. Это традиционный саамский поселок. Не надо, конечно, представлять его как стойбище с чумами и кострами. Сегодня он - типичный райцентр с несколькими многоэтажными домами, магазинами, администрацией, и даже собственным зданием суда. Советский колхоз, работавший здесь, оставил богатое наследие. После перестройки пришли шведские инвесторы и помогли построить убойный цех и перерабатывающее предприятие для оленьего мяса. Сегодня, кстати, оно снабжает качественной замороженный олениной в вакуумной упаковке весь полуостров, магазины и рестораны.


Сохранение традиций саамов - весьма чувствительный для населения вопрос. Ведь, самих-то представителей этого народа осталось в России всего чуть более полутора тысяч человек. Причем семьи по большей части смешанные. Есть даже саамско-узбекская чета. Как тут сохранять язык, давние привычки ? - Вопрос.
В общем, если поколение 40-50-летних еще говорит по-саамски, помнит жизнь в чуме в тундре с родителями, то молодежь уже смотрит в город. Типична ситуация, когда родители живут или здесь, или в самостоятельных общинах в тундре, а дети лишь приезжают к ним на каникулы и в отпуска.

Главная улица. Естественно - Советская. Есть и памятник Ленину, с которым связана смешная история. При социализме его установили так, что рукой он указывал на местное кладбище. Пришлось разворачивать

Понятно, что сохранение традиций бессмысленно без традиционного образа жизни - тундры, чумов, оленей и т.п. Вот только многие ли сегодняшние городские жители готовы из любви к этим самым традициям вернуться в дикую природу? Вопрос, кстати, не риторический. Поскольку для саама, проведшего многие годы в «тундровых» командировках, возврат к городской жизни ох как не легок. Ему, привыкшему к просторам и чистому воздуху, ежеминутной занятости разными хозяйственными делами, остаться в городе на пенсии - серьезное испытание. Отсюда и тоска, и пессимизм, и водка.

Традиционное убранство саамского жилища (местный музей)

А так оно выглядело лет 200 назад

Загон для оленей - корраль. Там стадо разделяется на группы для отдельных бригад. Часть животных отправляетс на убой, у других спиливают рога

А так корраль выглядит сверху

Вот почему многие саамские семьи на пенсии создают собственные общины в тундре. Мы побывали в одной такой - непарадной, сделанной не для туристов, а для себя. Вот и живет эта немолодая уже пара в чистом поле с десятком оленей. Неделю назад, рассказывают, бродячие собаки испугали нескольких оленей и они убежали в горы. А за пару дней до нашего приезда приходит медведь и наделал бед - задрал важенку. Вот так и живут, но в город не хотят.

Небогатый местный быт



Заполярный кот - хороший товарищ. Ловит он только мышей, на человеческую еду не претендует.
Но против медведя - защитник, прямо скажем, никакой



Ну, и напоследок, небольшая кулинарная загадка. Принимавшая нас семья Михаила и Татьяны Бараковский, их родственников - другого Михаила и Светланы, - угостили нас для начала местным деликатесом. Вот, как он выглядел в готовом виде на тарелке.

Догадайтесь-ка, что это за блюдо или продукт такой. И как он готовится.

У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них - саамские игры. Он проходит летом (чаще всего в июне) и чем-то напоминает день рождения любимого дедушки: пропустить нельзя - не поймут, но все знают, что там будет и чем дело закончится.

По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район), центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников.

Исторически повелось так, что именно в Ловозеро приезжает наиболее представительная делегация зарубежных саамов из Скандинавии (в основном из Норвергии и Финлянции). Вот почему ехать в Ловозеро фотографу в несколько раз интереснее, чем в Лопарскую, тем более, что первыми проходят игры именно в Ловозере (июнь), тогда как в Лопарской они приходятся на осень (сентябрь).

Что же собой представляют игры? Помимо вездесущих речей и официальных поздравлений со свершениями и достижениями, игры - это прежде всего фольклорное и спортивное мероприятие. Оно включает соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам развлечений. К ним относятся прыжки через деревянные нарты, стрельба из арбалета, метание аркана на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке и саамский футбол.

В этом месте стоит сделать небольшую паузу для создания интриги. Разумеется, саамы не изобретали футбол, им было просто не до этого. Однако коренные народы севера тоже любят азарт. В саамский футбол играют только женщины. С поистине заполярным минимализмом, они гоняют по кочковатому полю впятером в длинных сарафанах (такая вот спортивная форма). Кстати, без сарафанов никуда - неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь - национальный спорт!

Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Да, и тут минимализм по-северному. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом, но его точно также нельзя трогать руками. Голкиперу, разумеется, можно. Причем если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Все, что в ворота влетает, - это футбол большой, а в саамском правила иные. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест. В Мурманской области саамский футбол пользуется невиданной популярностью, и на игры съезжаются со всей округи, чтобы посмотреть забавные матчи.

По сравнению с футболом, стрельба из арбалета выглядит обычной забавой, хотя год от года организаторы стараются разнообразить эти состязания. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. В полном соответствии с охотничьими традициями, важно, куда именно волк получит мячиком - от этого зависит количество набранных очков: одно дело - хвост, и совсем иное - голова.

Много лет тому назад состязания по прыжкам через нарты существовали только для взрослых, но сейчас в эпоху зрелищ и развлечений к соревнованиям подключились дети. Специально для них создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных саней-кереж. Кережа представляет собой узкое заостренное к носу корытце с единственным полозом на дне. В нее исстари запрягали оленей или собак и использовали для передвижения по тундре людей или небольших грузов.

Еще один вид северного спорта - метание аркана. По-саамски аркан называется «няртола». Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав таким образом свою меткость и ловкость. Это чучело называется «хорей». В быту хореем нередко называют длинную палку, при помощи которой погонщик управляет ездой оленей. Ее же время от времени используют в соревнованиях вместо оленьего муляжа. Каждому участнику дается три попытки: считается, что этого достаточно для полного триумфа либо для безапелляционного позора.

Саамские игры хороши для фотографа тем, что практически не требуют аккредитации, ведь это в первую очередь праздник, достаточно теплый и почти семейный. На нем, разумеется, есть меры безопасности, но они настолько условны, что любой, кто захочет снять игры, сможет сделать это без особого труда. Кроме того, согласно правилам, стать участником также может каждый желающий, независимо от его национального статуса и принадлежности.

Из техники пригодятся как широкоугольные, так и телеобъективы. При подготовке нужно исходить из банального здравого смысла: соревнованипя любительские, проводятся днем на достаточно ограниченной территории, поэтому тяжелые светосильные сверхтелевики остаются дома. Гораздо эффективнее будут зум 70-200 со стабилизацией изображения и светолсильный широкоугольник или широкоугольный зум.

Андрей Безлепкин



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта