Главная » Рама и вилки » Характеристика и значение упражнений в висах и упорах. Терминология в гимнастике учебно-методическое пособие по физкультуре на тему Спортивная гимнастика висы и упоры

Характеристика и значение упражнений в висах и упорах. Терминология в гимнастике учебно-методическое пособие по физкультуре на тему Спортивная гимнастика висы и упоры

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Специальной терминологией пользуются во многих областях знаний, в различной производственной, двигательной деятельности с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, про­цессов.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, распола­гающей безграничным множеством применяемых упражнений, тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает


упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике. Гимнастическая терминология широко при­меняется на занятиях не только гимнастикой.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целе­направленным, что подтверждается исследованиями.

Гимнастическая терминология - это систе­ма специальных наименований (терминов), применяемых для крат­кого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Терминология, как раздел лексики, тесно связана с содержани­ем данной науки, ее теорией и практикой.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Как и в других областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь тер­минами, приобретают необходимую однозначность (вход, наклон, выпад, мост, спад, вис, упор и др.). При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и пол­ностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а следовательно, жизненной и устойчиЕОЙ. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущ­ности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точ­ность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому

овладению им.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удоб­
ные для произношения. Этому же служат и правила сокращений,
облегчающие наименование и запись упражнений.






4.3. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

4.3.1. Способы образования терминов

Наиболее распространенный способ образования терминов - придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике отно­сятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, на­пример: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор (рис. 1,а), упор на пред­плечьях (рис. 1, б), упор на руках (рис. 1, в); стойка на лопатках (рис. 1, г), стойка на голове (рис. 1, д), стойка на руках (рис. 1, е) - и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом (рис. 2, а), вис согнувшись (рис. 2, б), вис прогнув­шись (рис. 2, в).

Термины маховых упражнений образуются с учетом особеннос­тей того или иного двигательного действия, например: подъем ма­хом вперед из упора на предплечьях (рис. 3, а), подъем разгибом (рис. 3, б), подъем двумя или одной (рис. 3, в).

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике опреде­ляются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь в художественной гимнастике - от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.


4.3.2. Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении производствен­ной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют лишь основные тер­мины ОРУ, дополняя их словами разговорного литературного языка.

Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики не­обходимо овладеть терминологией одновременно с изучением упраж­нений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на следующие группы:

1. Общие термины - для определения отдельных групп упраж­нений, общих понятий и т. п. Например: строевые упражнения, вольные и др.

2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно опреде­лять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и др.

3. Дополнительные термины, уточняющие основные и указы­вающие направление движения, способ выполнения, условия опоры и т. п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упраж­нения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются поясняю­щие слова, подчеркивающие характер выполнения (например, дви­жение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

4.3.3. Правила сокращений (опускание
отдельных обозначений]

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

«спереди», «вперед» - при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед): при нахождении гимнаста передней сто­роной тела к опоре (например, горизонтальный вис без слова «спереди»);

указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соот­ветствует установленному стилю;

«туловище» - при наклонах;

«нога» - при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставле­ниях ее на носок;

«поднять», «опустить» - при движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» - в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

«хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);













«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед - махом назад соскок;

«ладони внутрь» - в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

«ладони книзу» - в положении руки в стороны или влево (впра­во);

«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражне­ния.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Исходные положения (и. п.)-стойки* или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки: основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке (рис. 4, а). Различают: стойку ноги врозь (рис. 4, б), стойку ноги врозь широкую, узкую, ноги врозь правой (рис. 4, в), скрестную (рис. 4, г), на правом (или левом) колене (рис. 4, д), а также сомкну­тую, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лежа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 5, а), сед ноги врозь (рис. 5, б), сед углом (рис. 5, в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 5, г), сед с захватом (рис. 5, д), сед на пятках или на правой пятке (рис. 5, е), на бедре и др.

Присед - положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 6, а), полуприсед (рис. 6, б), круглый присед, полуприсед (рис. 6, в), полуприсед с наклоном (рис. 6, г) и как вариант «старт пловца» (рис. 6, д), полуприсед, присед на правой или левой (рис. 6, е) и др

Вььпад - движение (или положение) с выставлением и сгибани­ем опорной ноги (рис. 7, а), наклонный выпад (рис. 7, б), выпад вправо с наклоном (рис. 7, в), глубокий выпад (рис 7, г), разно­именный выпад (указывается нога и направление выпада). Напри­мер, выпад левой вправо (рис 7, д).

Упоры -положения, в которых плечи выше точек опоры. Раз­личают: упор присев (рис. 8, а), упор на правом колене (рис. 8, б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись (рис. 8, в), упор лежа на предплечьях (рис. 8, г), упор лежа сзади (рис. 8, д) и др.

* Термин «стойка» имеет и другое значение. См. ниже. 32










Движения руками и но­гами. Различают движения одновременные, поочеред­ные и последовательные, а также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (на­чало движения в противо­положную сторону), па­раллельные (обеими рука­ми), симметричные и не­симметричные. Они выпол­няются в основных и про-

межуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во вто­ром случае к термину добавляется слово «согнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 9, а), согнуть руки в стороны (рис. 9, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 9, в), согнуть правую вперед (рис. 9, г), согнуть пра­вую назад (рис. 9, д), согнуть правую в сторону, то же, но колено в сторону (рис. 9, е).

Исходные положения рук: руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается, какая сверху), за спину и др.

Направление движения руками и ногами определяется по отно­шению к туловищу независимо от его положения в пространстве." На рис. 10 показаны движения руками: а - правую вниз, б - пра­вую в сторону-книзу, в - правую в сторону, в, з - руки в стороны, г -правую вверх-наружу, г, ж - руки вверх-наружу, д - пра­вую вверх, д, е - руки вверх, ж - левую вверх-наружу, з - ле­вую в сторону, з, и - руки влево, к - левую в сторону-книзу, л - левую вниз, а, л - руки вниз.

На рис. 11 показаны положения ног (в боковой плоскости): а - вперед на носок, б - вперед-книзу, в - вперед, г - вперед-кверху, д - назад на носок, в - назад-книзу, ж - назад.

Направления движений указаны на рис. 12. В лицевой плоскос­ти: а - книзу, б - кверху, в - внутрь, г, д - наружу. В боковой плоскости: а - вперед, б - книзу, в - кверху, г - вперед д, е - назад. В горизонтальной плоскости: а - внутрь, б - наружу, б - вперед, г - назад, д - вперед, е - назад.

Круг - движение руками, ногами, туловищем, головой по ок­ружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон - термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рие. 13, а), наклон прогнувшись (рис. 13, б), полунаклон (рие. 13, в), наклон вперед-книзу (рие. 13, г), наклон назад касаясь (рие. 13, д), наклон в широкой стойке (рис. 13, е), наклон с захва­том (рис. 13, ж).

Равновесие - устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (рис. 14, а), равновесие с наклоном (рис. 14, б), боковое (рис. 14, в), заднее (с наклоном на­зад, рис. 14, г), фронтальное (рис. 14, д), е захватом (рие. 14, е), шпагатом (рис. 14, ж).


При наименовании упражнений с предметами основным призна­ком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь.

Основные положения е гимнастической палкой: палку вниз (рис. 15, о), палку на грудь (риа. 15, б), палку вперед-вверх (рис, 15, в), палку на голову, за голову, на лопатки и др.









Несимметричные поло­жения с палкой принято называть: палку к плечу (рис. 15, г), палку к плечу или на голову вправо (рис. 15, д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 15, е). Другие способы удержания палки указыва­ются дополнительно. На-

пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 15, ж).

Основные термины упражнений со скакалкой:

Подскок - небольшое подпрыгивание на месте или с продвиже­нием; двойной подскок - два пружинящих подскока: первый ос­новной, второй дополнительный (меньше по амплитуде).

Подскок петлей (рис. 16, а), подскок с правой на левую (рис. 16,6), (рис. 16, б) подскок с двойным вращением (двойное вращение ска­калки при одном подскоке), подскок меняя ногу (рис. 16, в), под­скоки с передачей скакалки и др.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Хват - способ держания за снаряд. Различают: хват сверху, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый, глубокий. Первый по правилу сокращений опускается.

Вис - положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего ру­ками), и висы смешанные, при которых используется дополнитель­ная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Висы простые: вис (рис. 17, а), вис на согнутых руках, вис сог­нувшись (рис. 17, б), вис прогнувшись (рис. 17, б) и др.

Висы смешанные: вис присев (рис. 18, а), вис стоя согнувшись (рис. 18, б), вис лежа (рис. 18, в), вис стоя (рис. 18, г). Иные поло-

жения уточняются. Напри­мер, вис на согнутых ногах (рис. 18, 5).

Упор - положение зани­мающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на пред­плечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках сог­нувшись (рис. 19, а), упор


сзади (рис. 19, б), упор углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». На­пример (на брусьях), подъем махом назад - махом вперед угел или перемахом правой (над правой жердью) угол; упор ноги врозь вне (рис. 19, г).

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.


Сед - положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.

Начало упражнения на снарядах принято определять терми­нами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом - оборот назад.

Подъем - переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21,6), махом одной подъем переворотом (рис. 21, б), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.

Спад - движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.

Оборот - круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (пе­рекладина, жердь и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Поворот - движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.

Стойка - вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах - свободное движение относительно оси вращения. (Спо­собы: силой, изгибами, с прыжка. Размахивание - мах, выполнен­ный несколько раз.

Мах дугой - переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач - однократное маятникообразное движение занимающего­ся вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей - раскачивание.

Выкрут - оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Для обозначения маховых движений (махов) применяются тер­мины:

Перемах - движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг - целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо на­зад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнуты­ми прямыми ногами; круг поперек, крут прогнувшись и др.

Скрещение - два встречных перемаха. Разновидности скреще­ний уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скре­щение, скрещение с поворотом.

Вход - термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у сна­ряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).

Переход - смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).


Выход - движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелет - перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок - спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Разли­чают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, обо­ротом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).

Прыжок - преодоление расстояния: высоты, длины, препятст­вия или снаряда - в свободном полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжок выполняется с дополнительной опорой (толч­ком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах - предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

4.6. ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ*

Перекат - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись, выполняемый из седа.

Группировка - согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Различают группировку лежа, сидя и в приседе, а также широкую группировку.

Кувырок - вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка с фазой полета до опоры руками, лет-кувырок, кувырок с поворотом, заканчиваю­щимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.

Переворот - вращательное движение тела с полным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад - вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекидка - равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выпол­няется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат - переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет - прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом - вскок на ноги, выполненный из упора

* Более сложные упражнения см. в учебниках «Спортивная гимнастика», «Спортивная акробатика».







согнувшись (g лопаток). Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д.

Поворот разгибом выполняется движением подъема в поворотом кругом в упор лежа (g поворотом на 360° указывается особо).

Сальто - свободное переворачивание тела в воздухе. Различа­ют: сальто вперед, маховое сальто (рис. 22), сальто назад, в сторону, а также сальто g полуповоротом, сальто е поворотом и др.

Темповой подскок - небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.

Мост - дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 23, а), моет на одной руке (рив. 23, б), мост на одной ноге (рис. 23, в), мост на предплечьях (рис 23, г), мост разноименный, например в опорой левой ногой и правой рукой (рив. 23, д), и др.

Шпагат - сед в предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: шпагат (рис 24, о), шпагат правой (рис. 24, б), левой (указывается нога, находя­щаяся впереди); одноименный (рис. 24, в), разноименный, шпагат о наклоном и др.

Полу шпагат - аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди (рис 24, г), полушпагат g наклоном (рис. 24, д), с наклоном назад и др.


Стойка - вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1, г), на голове (см. рис. \, д), на руках (см. рис. 1, е); в последнем случае стойка может быть уз­кой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: силой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги - в тазобедренных); перекатом (вращательным движением в по­следовательной опорой), махом (правой или левой ногой); согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах); прогнувшись (руки сгибаются, а тело держится прогнутым); прыжком (на руки); переворотом на­зад и др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное и конечное положение каждого исполнителя (какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего). Например, вход о бедра, вход сзади или стойка на плечах в кистях лежащего партнера, стойка на коленях нижнего.

Для упражнений на батуте применяются специфические тер­мины.

Кач - отдача сетки после прихода на нее прыгуна.

Подскоки - (темповые прыжки), применяемые для увеличения взлета исполнителя. Остальные термины образуются в соответетвии с правилами гимнастической терминологии.

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Шаги - разнообразные виды передвижения. Различают: обыч­ный шаг, шаг с носка, на носках, острый шаг, выпадами, шаг гало­па, приставной шаг, переменный шаг, шаг польки и др. ,

Бег-передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот - вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси. Различают: поворот переступанием (одноимен­ный, разноименный), на носках, скрестный, махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии (с сохранением положения тела) и др.

Прыжок - свободный полет после отталкивания ногами. В за­висимости от амплитуды движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись, прогнувшись, открытый, закрытый, шагом, скачок, перекидной, подбивной, выпадом, полу­кольцом (кольцом) и др.

Пружинное движение руками - целостное пружинное движе­ние со сгибанием во всех суставах. Выполняется в различных на­правлениях.

Волна - оложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Раз­личают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волна рукой - волнообразное движение рукой (руками), на-


Чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем раз­гибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положе­ние кисти принято именовать так: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

К гимнастической терминологии, в частности к терминам гимнастических упражнений, предъявляются определённые требования, которые необходимо соблюдать.

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность.

Термин в гимнастике - это краткое, условное название какого-либо двигательного действия или понятия. При этом термины не только обозначают то или иное понятие или действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

Все гимнастические термины делятся на две группы: общие и конкретные термины.

Общие термины используются для обозначения общих понятий (элемент, соединение, комбинация) и определения отдельных групп упражнений (строевые упражнения, прикладные упражнения). Эти термины применяются для обобщения элементов одной группы с единой структурой при разработке учебных программ, методических рекомендаций и т. п.

Конкретные термины определяют смысловые признаки конкретных упражнений и делятся на основные (главные) и вспомогательные (дополнительные) термины.

Основные термины отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений (подъём, спад, оборот, поворот, соскок и т. д.).

Вспомогательные (дополнительные) термины уточняют основные и указывают: способ выполнения упражнения (разгибом, силой, дугой); направление движения (вправо, влево, вперёд, назад и т. д.); условия опоры (на предплечьях, на голове и руках, на коленях, в стойке на руках и т. д.).

Название упражнений обычно состоит из основного и дополнительных терминов. На первое место ставится основной термин, уточняющий смысловой признак движения, затем вспомогательные термины, которые конкретизируют движение и последовательность действий при его исполнении.

Термины общеразвивающих упражнений

Исходные положения (И.П.) - стойки (термин «стойки» имеет и значение в качестве термина акробатических упражнений) или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки : основная стойка (о.с. - стойка ноги вместе, руки вниз) соответствует строевой стойке (рис.1, а); стойка ноги врозь (рис.1, б); стойка ноги врозь правой (левой) (рис.1, в); стойка ноги врозь широкая (ноги разведены шире плеч); стойка ноги врозь широкая правой (левой); узкая стойка; скрестная стойка (рис.1, г); стойка на коленях; стойка на правом (левом) колене (рис.1, д); сомкнутая стойка (стопы сомкнуты); стойка правой (левой) вольно (шаг правой (левой) в стойку ноги врозь, руки за спину).

Наклон - термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон вперёд (рис. 2, а); наклон прогнувшись (рис. 2, б); полунаклон (рис. 2, в); наклон вперёд-книзу (рис. 2, г); наклон назад; наклон назад касаясь (рис. 2, д); наклон в широкой стойке (рис. 2, е); наклон с захватом (рис. 2, ж); наклон вправо (влево); наклон к правой (левой) ноге.

Равновесие - устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (левой) (рис. 3, а); равновесие с наклоном (рис. 3, б (пунктирная линия)); боковое равновесие (рис. 3, в); заднее равновесие (с наклоном назад) (рис. 3, г); фронтальное равновесие (рис. 3, д); равновесие с захватом (рис. 3, е); равновесие шпагатом (рис. 3, ж); равновесие «крестом» и др.

Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 4, а); сед ноги врозь (рис. 4, б); сед углом (рис. 4, в); сед углом ноги врозь; сед согнувшись (рис. 4, г); сед с захватом (рис. 4, д); сед на пятках или на правой (левой) пятке (рис. 4, е); сед на бедре; сед согнув ноги; сед в группировке; сед согнув ноги назад и др.

Присед - положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед (рис. 5, а); полуприсед (рис. 5, б); круглый присед (рис. 5, в); полуприсед наклонный (рис. 5, г); полуприсед с наклоном («старт пловца») (рис. 5, д); присед на правой (левой) (рис. 5, е) и др.

Выпад - движение (или положение с выставлением и сгибанием опорной ноги). Различают: выпад правой (левой) (рис. 6, а); наклонный выпад (рис. 6, б); выпад вправо с наклоном (рис. 6, в); глубокий выпад (рис. 6, г); разноимённый выпад (указывается нога и направление выпада - выпад левой вправо, рис. 6, д); выпад назад.

Упоры - положения, в которых плечи находятся выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 7, а); упор на правом колене (рис. 7, б); упор на правом колене одноимённый (поднята одноимённая опорной ноге рука) и разноимённый; упор стоя согнувшись (рис. 7, в); упор лёжа; упор лёжа на предплечьях (рис. 7, г); упор лёжа сзади (рис. 7, д) и др.

Движения руками и ногами . Различают движения одновременные, поочерёдные и последовательные, а также одноимённые (правая рука начинает движение вправо), разноимённые (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется термин «согнуть».

Например, согнуть руки назад (рис. 8, а), согнуть руки в стороны (рис. 8, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 8, в), согнуть правую вперёд (рис. 8, г), согнуть правую назад (рис. 8, д), согнуть правую в сторону (рис. 8, е).

Положения рук : руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается какая рука сверху). Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве. Движения руками: вверх, в сторону (вправо или влево), в стороны, назад, вперёд - в стороны, в сторону - книзу и др.

Положения ног - правую (левую) вперёд (в сторону, назад) на носок; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) - книзу; правую (левую) вперёд (в сторону, назад); правую (левую) вперёд (в сторону, назад) - кверху; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) согнуть.

Круг - движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

При наименовании упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь. Например, палку вверх или палку вперёд вертикально. Основные положения с гимнастической палкой: палку вниз (рис. 9, а); палку на грудь (рис. 9, б); палку вперёд-вверх (рис. 9, в); палку на голову; палку за голову; палку на лопатки и др.

Несимметричные положения с палкой принято называть следующим образом: палку к плечу (рис. 9, г); палку к плечу или на голову вправо (рис. 9, д); за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 9, е). Другие способы удержания палки указываются дополнительно. Например: палку к плечу или на грудь правым концом кверху (рис. 9, ж).

1. Вис (рис. 129). Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале по­ложение виса изучают на гимнастической стенке, где упражне­ние могут выполнять одновременно 10-15 человек. Вис можно

выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выпол­нении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икро­ножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке - грудью, животом, бедрами и носками.

2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки­ ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и кратковременно зафиксировать это положение.

3. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.

Начиная со II класса, ученики общеобразовательной школы должны выполнять нормативы по физической подготовленно­сти в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на пе­рекладине из виса, а девочки из виса лежа. Так как принятие нормативов является своеобразным тестированием, то при этом необходимо придерживаться определенных требований к вы­полнению этих упражнений.

Подтягивание из виса на перекладине (мальчики)

Техника выполнения. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми.

Требования к уровню физической подготовленности: 4 раза и больше - высокий; 2-3 раза - средний; 1 раз - низкий.

Подтягивание из виса лежа (девочки)

Техника выполнения. Выполняется на низкой перекладине или н/ж брусьев разной высоты. Ученица берется за переклади­ну хватом сверху, при этом перекладина должна находиться на уровне подложечной ямы, затем, постепенно переставляя ноги вперед и оставляя руки согнутыми, выпрямляет полностью те­ло. После этого разгибает руки, причем стопы остаются на мес­те, ноги слегка согнуты в коленях. Подтягивание считается вы­полненным, если подбородок поднимается до уровня кистей.

Требования к уровню физической подготовленности: 12 раз и больше - высокий; 4 раза - средний; 2 раза - низкий.

В целях подготовки к выполнению нормативов целесообраз­но на уроках выполнять подтягивания из виса лежа согнувшись на перекладине и из седа ноги врозь на канате, а также в висе с помощью. Определенный эффект в этом плане дают упражне­ния в уступающем режиме. Например, из виса на согнутых ру­ках медленное возвращение в вис или в вис стоя, толчком ног снова вис на согнутых руках и возвращение в и. п. Для укреп­ления мышц брюшного пресса рекомендуется выполнять сгиба­ние и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)

    Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 132) мож­но выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положени­ем уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим ска­мейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

    Упор стоя на коленях (рис. 133) или упор стоя на одном ко­лене, другую ногу назад (рис. 134).

    Упор лежа (рис. 135) может выполняться на полу, гимна­стической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

    Упор лежа сзади (рис. 136) выполняется из упора сидя сза-

ди спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и вы­прямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант - на полу.

5. Упор лежа боком (рис. 137) выполняется на полу, на гим­настической скамейке, бревне, коне.

    Упор стоя (рис. 138) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стен­ка, конь, козел, бревно).

    Упоры (рис. 139) выполняются на коне, козле, бревне. В от­личие от смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления уп­ражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующие связки.

Упражнения в смешанных висах

    Вис стоя - вис присев.

    Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя на со­гнутых руках.

    Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа.

    Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя - вис стоя на согнутых руках.

    Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.

Упражнения в смешанных упорах

    Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая но­ги, сед на пятках - упор лежа.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - поочеред­ное переставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, ру­ки на скамейке - обратное движение ног - упор лежа.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - толчок двумя - упор присев, ноги на полу перед скамейкой, руки на скамейке - толчок двумя - упор лежа.

Упражнения в смешанных висах и упорах

1. Упор стоя, руки на уровне груди - вис присев - упор стоя.

2. Упор стоя, руки на уровне груди - упор стоя согнув­ шись - упор присев - упор стоя.

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург

Им. П.Ф. Лесгафта

Кафедра теории и методики гимнастики

ЛЕКЦИЯ

ТЕРМИНОЛОГИЯ В ГИМНАСТИКЕ

Санкт-Петербург

2010

Стр

В деятельности человека ……………………………………………….. 3

2. Способы образования терминов ………………………………………. 4

3. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии ……5

4. Классификация терминов …………………………………………………5

5. Правила использования гимнастической терминологии……………. 7

6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений ……………….. 8

7. Термины упражнений на снарядах ……………………………………. . 9

8. Термины для обозначения маховых движений (махов) ………….... 12

1. Терминология как совокупность понятий

в деятельности человека

В любой сфере деятельности человека используются специфичные для этой сферы понятия, которые облекаются в соответствующие слова-термины. Так возникает специальная терминология, как совокупность терминов определенной отрасли, науки, техники, производства, области искусства, общественной деятельности, связанная, с соответствующей системой понятий, процессов.

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.). Термин отличается от обыкновенных слов, которые могут и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спичак, петля Корбут и т.д.

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет, особо важную роль. Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает преподавание и общение между преподавателем и учениками во время занятий, общение специалистов, а также помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. Точные терминологические обозначения (слова-термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого упражнения и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным.

По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.

В то же время, дальнейшее развитие гимнастики, новые успехи в теории и практике требуют и дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Сегодня уже, помимо известных видов записей гимнастических упражнений (обобщённой, конкретной, графической) в спортивной гимнастике широко используется символическая запись, позволяющая судьям, тренерам и специалистам вести запись любых упражнений синхронно с их исполнением гимнастами.

Можно смело утверждать, что важным принципом, положенным в основу любого из существующих видов записей упражнений, является создание зрительного образа записанного упражнения. И в этой связи, чем точнее и короче запись, тем она более приемлема для практической работы.

2. Способы образования терминов

1. Переосмысливание - это придание нового терминологического значения существующим словам (например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и т. д.).

2. Словосложение - это термины, состоящие из двух или нескольких слов (разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки и др.).

3. Из корней отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, мах, сед, выпад и другие).

4. Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины : рондат, курбет, твист.

5. Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры (стойка на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках) и положения тела в пространстве (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис сзади и др.).

6. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полета (например: прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь, соскок прогнувшись, прыжок переворотом, прыжок закрытый и открытый, прыжок)

7. Аутотермины - по фамилиям первых исполнителей данного элемента, например «петля Корбут», «вертушка Диамидова», «сальто Делчева», «перелет Ткачева», «прыжок Цукахара» и другие. Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения.

Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.

Термины, обозначающие статические положения , образуются путем указания на:

Условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;

Положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы - разгибом, махом вперед, переворотом и др.; спады вперед, назад.

Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.

3. Требования, предъявляемые

к гимнастической терминологии

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка, а также полностью соответствовать законам морфологии и грамматики языка. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной. (сальто, пируэт), полукольцо, кольцо и т.д.).

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения (действия) или понятия. Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его освоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений (для этого используют правила сокращения, уточнения и записи упражнений). На занятиях нужно пользоваться гимнастической терминологией на протяжении всего периода обучения необходимо постоянно работать над собой в плане освоения терминологии.

4. Классификация терминов

1. Общие термины - термины отдельных групп упражнений, общих понятий, гимнастических снарядов и его частей, инвентаря (строевые упражнения, вольные упражнения, ОРУ, перекладина, брусья и т. п.).

2. Основные термины - позволяют точно определить смысловые признаки упражнения (например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон, выпад, взмахи, равновесие и т.п.).

3. Дополнительные термины уточняют основные признаки и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. (например: разгибом, дугой, поворотом, стойка на руках, голове, лопатках, прыжок перекидной, кольцом и т. п.). В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко).

Поочередное - движение, совершаемое сначала одной конечностью, затем другой;

Одновременное - движение, выполняемое конечностями тела одновременно -

Последовательное - движение, выполняемое одной конечностью за другой с отставанием на половину амплитуды;

Симметричные - движения - движения руками и ногами в одном направлении;

Несимметричные - движения, движения руками и ногами в разных направления;

Одноименное - движение, при котором участвует правая рука - правая нога;

Разноименное - движение, при котором участвует правая рука - левая нога, и наоборот.

Название упражнения, как правило, должно состоять из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность.

Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность

4. Термины, которые соответствуют положениям, позам и движениям в разнообразных средствах гимнастики. Эта группа терминов наиболее многочисленная.

Прыжок - преодоление снаряда или пространства свободным полетом.

Вис - положение занимающегося, при котором плечевая ось ниже оси снаряда.

Упор - положение занимающегося, при котором плечевая ось выше оси

Хват - способ держания кистями за снаряд или способ держания предмета (хват сверху, снизу, глубокий, узкий, широкий, обратный и др.).

Ось снаряда - прямая линия, проходящая вдоль снаряда; у бревна - вдоль бревна, у перекладины - вдоль грифа, на кольцах - через точки хвата

Плечевая ось гимнаста - это фронтальная линия, проходящая через центры плечевых суставов гимнаста.

Продольно - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось расположена параллельно оси снаряда (брусья, перекладина, кольца).

Поперек - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось перпендикулярна оси снаряда (упражнение на бревне, на параллельных брусьях).

5. Правила использования гимнастической терминологии.

1. Правила сокращения . Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова - первое обозначает двигаемую часть, второе слово - направление (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).

Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.

Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.

При движениях руками сокращаются также слова - поднять, опустить, выпрямить и т.п.

Ладонями внутрь - не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.

Ладонями вниз - при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову

При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).

При движениях туловищем - слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).

При движении всего тела не говорится слово «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду. Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек - при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно - при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).

Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.

Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, - гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. - спортивная гимнастика; Худож. гимн. - художественная гимнастика Физ. упр. - физические упражнения; Эл. - элемент; Соед. - соединение

2 . Правила уточнения .

а) положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту;

б) направление движения частями тела определяется по его начальному движению;

в) при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета и совершаемый им путь;

г) для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой;

д) название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;

е) повороты на 45° , 90° ,180° записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом.

ж) союз «и» - обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы (стойка на руках и кувырок вперед);

з) предлог «с» - обозначает слитное выполнение элементов, превращая два элемента в один (подъем разгибом с перехватом за верхнюю жердь);

и) тире - обозначает, что между двумя элементами существует пауза.

Правила записи упражнений

1. Все движения отдельными частями тела называются по отношению к туловищу в его вертикальном положении. Например: из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как говорят, ориентируясь на горизонтальную плоскость, а назад, исходя из положения её по отношению к туловищу. Или из положения лежа на спине руки по отношению к горизонтальной плоскости подняты вверх, однако, согласно принятому правилу, это положение следует называть «руки вперед».

2. Если движение совершается несколькими частями тела одновременно, то принято записывать их в следующем порядке: движения ногами, затем туловищем, руками и головой. Например, на один счет нужно: перевести руки за голову; наклонить туловище вправо; повернуть голову направо и отставить правую ногу в сторону. Записывается: «Правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, поворот головы направо».

3. При записи упражнения следует указать:

а. исходное положение (и.п.), из которого выполняется данное движение, например: и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; или: из упора присев, из виса.

б. название движения – основной термин (подъём, поворот, наклон, мах).

в. способ выполнения – дополнительный термин (махом, дугой, разгибом).

г. направление движения – дополнительный термин (вправо, влево, влево-назад).

д. конечное положение (в вис, в стойку, в упор присев).

При записи ОРУ или вольных упражнений:

Например: Из стойки, руки на пояс - наклон вперед прогнувшись,

руки в стороны

а) и.п. - стойка, руки на пояс:

б) название движения - наклон

в) направление движения - вперед

г) характер выполнения - прогнувшись, руки в стороны

При записи упражнений на снаряде (р/в брусья):

Например: и.п. - из виса лежа на нижней жерди подъем разгибом

в упор на в\ж

а) и.п. - из виса лежа на нижней жерди:

б) название движения - подъем

в) способ выполнения - разгибом

г) направление движения и конечное положение - в упор на в\ж

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, вначале указывают основные, затем второстепенные, например:

И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1-2 (счёт) - наклон вперед прогнувшись, руки за голову.

3-4 – выпрямиться, руки на пояс.

4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъём махом вперед с поворотом.

5. При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.

6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево - перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.

7. При записи упражнений, входящих в обязательную программу соревнований, каждый элемент (соединение) записывается с новой строки и справа указывается его относительная трудность в баллах, например:

1. Из виса стоя снаружи наскок в упор………………………….…1,5

2. Перемах правой в упор верхом………………. ………………...1,5

3. Перехват правой хватом снизу за в/ж, махом правой влево поворот налево кругом в вис лежа ………………… ……....1,5

4. Поднимая и сгибая левую, вис присев на ней и махом

правой и толчком левой переворот в упор на в/ж …………………… 2,5

5. Спад в вис лежа, поворот налево в сед на левом бедре

правая рука в сторону ……………………………………………………. 1.5

6. Перехват левой за н/ж и соскок прогнувшись…………….1.5

6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений

Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения. Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке; стойка ноги врозь; стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене; сомкнутая стойка, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».

Седы – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.

Присед – положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед; полуприсед с наклоном; «старт пловца»; полуприсед, присед на правой или левой и др.

Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают: выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад; разноименный выпад (указывается нога и направление выпада), например: выпад левой вправо.

Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев; упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись; упор на предплечьях лёжа; упор лёжа сзади и др.

Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

Наклон – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад касаясь; наклон в широкой стойке; наклон с захватом.

Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад); равновесие фронтальное;

7. Термины упражнений на снарядах

Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий; хват сомкнутый; хват глубокий.

Вис – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.

Висы смешанные : вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.

Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.

Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.

Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.

Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.

Спад – движение, противоположное подъёму.

Опускание – медленный спад.

Переворот - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.

Оборот – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.

Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.

Большой оборот - круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.

Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание – мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.

Перемах - маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.

Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).

Раскачивание – несколько качей.

Круг - круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.

Перелет - перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.

Подлет - выполение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.

Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Группировка - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.

Согнувшись - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.

Прогнувшись - положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым. -

Сальто - вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.

Фляк - прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.

Пируэт - сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

Угол - положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.

Крест - положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.

Шпагат - положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.

Элемент - составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.

Соединение - сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.

Упражнения (комбинации) - сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

8. Термины для обозначения маховых движений (махов)

Мах вперед - маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.

Мах назад - то же, но в сторону спины.

Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.

Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.

Скрещение – два встречных перемаха.

Вход – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).

Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелёт – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.

Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Прыжок – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.

Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами

Таковы основные термины, используемые в гимнастике.


Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по гимнастике
специальность 050720 «Физическая культура»
на тему:
«Висы и упоры.
Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы»

Студента 5 курса Ф группы:
Голеухина Андрея

Преподаватель:
Смирнова Татьяна Владимировна

Рыбинск
2011
Оглавление

Введение………………………………………………………… ………………………..3

    Определение висов и упоров. Виды висов и упоров…………………………….4
    Значение висов и упоров………………………………………………………….. .6
    Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы………………………………………………………………… ……………….8
Заключение…………………………………………………… ………………………...41
Литература…………………………………………………… …………………………42

Введение
Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм занимающихся, доступностью и разнообразием средств.
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.
Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.
Рассмотрим висы и упоры, которые являются одними из видов упражнений на снарядах и благоприятно влияют на организм, укрепляя опорно-двигательный и нервно-мышечный аппараты.

    Определение висов и упоров. Виды висов и упоров
Вис: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. 2. В акробатике - положение верхнего, при котором его плечи находятся ниже хвата руками. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
- вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры (напр., на брусьях разной высоты).
- вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
- простой вис. Положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
- вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
- смешанный вис. Положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол др. частью тела.
- вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
- вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.
- вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Упор: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Различают упоры простые и смешанные.
- упор боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
- упор верхом. см. УПОР ноги врозь правой (левой).
- горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
- упор кольцом. Смешанный упор. Положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
- упор лежа. Смешанный упор. Положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
- упор лежа на бедрах. Смешанный упор. Положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
- упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками.
- упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
- упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
- упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
- упор ноги врозь вне. Упор с прямыми широко разведенными горизонтально нога ми, расположенными за руками.
- упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
- упор присев. Смешанный упор. Положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
- простой упор. Положение с опорой только руками.
- разный упор. 1). Положение на женских брусьях, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2). Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.
- упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. . Положение в упоре, когда снаряд находится за телом.
- смешанный упор. Положение с опорой не только руками, но и др. частью тела.
- упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом.
- упор стоя ноги врозь. Смешанный упор с прямыми разведенными ногами.
- упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
2. В акробатике вертикальное или горизонтальное положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры. Разновидности упоров: углом, высокий угол, на локтях, на локте с поддержкой, на локте ("крокодил"), горизонтальный упор и т. д. Упор в групповой акробатике - это положение на партнере, при котором плечи верхнего находятся выше (на уровне) опоры, а усилия направлены на отталкивание.
    Значение висов и упоров
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и под-лезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоро-стно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции и т.д.
В лечебной физкультуре висы применяются в двух видах:
1) висы чистые;
2) висы смешанные.
Упражнения в чистом висе
При чистых висах вся нагрузка при выполнении упражнений осуществляется мышечными группами верхних конечностей и корпуса. Другими словами, тяжесть тела преодолевается работой ограниченных мышечных групп, имеющих непосредственное отношение к движениям грудной клетки.
При чистых висах грудная клетка фиксируется в определенном положении, что зачастую вызывает задержку дыхания и натуживание. Последнее, повышая внутригрудное давление, задерживает приток венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.
и т.д.................

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта