Этот спорт был изобретен, что бы чем-то занимать студентов в холодное зимнее время, баскетбол был изобретен Джеймсом Несмитом в 1891г. Когда в баскетбол играли в первый раз, мяч бросался в корзину для персиков, прибитую к перилам, при удачном броске мяч должен был возвращаться назад. Спустя несколько десятилетий и имен как Джордан, Шак, Коб и Ле Брон, (Shaq, Kobe, and LeBron), которые бессмертны. Баскетбол является одним из самых интересных, сложных и захватывающих видов спорта в мире. Вы можете ознакомиться с основными правилами и навыками, необходимыми для игры.
Часть 1
Изучите правилаВозьмите Мяч и обруч. Все, что вам нужно для игры в баскетбол это мяч и сетка соответствующего размера, чтобы он смог в нее уместиться, установите нужную высоту. Конкретные требования для баскетбола включены ниже, но история баскетбола это история делать дело с тем, что у вас есть. Первое баскетбольное кольцо было персиковым ящиком, пригвожденном к перилам. Используйте пустые коробки, футбольные мячи, или все, что доступно, если у вас нет доступа к обручу.
Разделитесь на две команды. Для игры на всей площадке, баскетбол играется между двумя командами, состоящими из 5 игроков в каждой. В то время как можно играть на неполной площадке тремя командами сразу, сколько бы людей не играло, очень важно иметь четное количество игроков в каждой команде. Альтернативная игра в баскетбол с нечетным количеством игроков включена в последнем разделе.
Заработайте очки кидая мяч в корзину. В баскетболе нападающий игрок может забить от 1 до 3 очков, в зависимости от того с какого места был сделан бросок. #* Встаньте в полукруг, около 20 шагов от обруча, должна быть “трех очковая линия," за переделами которой вы можете заработать дополнительные очки. Внутри этой дуги, все броски стоят два очка.
Управляйте мячом с помощью дриблинга и передачи. Если у вас есть мяч, вы либо должны быть стационарным игроком, оставляя одну ногу на полу, чтобы поворачиваться, или вы должны вести мяч, подпрыгивая вверх и вниз. Когда вы заняли позицию, вы можете поворачиваться вокруг на одной ноге, но нога должна оставаться на полу если вы не используете дриблинг. Вы все еще можете прыгать, чтобы отбивать или передавать мяч, но когда вы возвращаетесь на свою позицию, вы должны избавиться от мяча.
Часть 2
Дриблинг и пассыСтойте правильно. Если у вас есть контроль над мячом для наступления, необходимо присесть в низкую позицию, чтобы охранять и защищать мяч во время дриблинга. Чтобы занять правильную позицию при дриблинге, вы должны присесть, держите колени согнутыми и на ширине плеч, стоя на носках.
Бросайте мяч кончиками пальцев. Чтобы контролировать мяч должным образом и управлять им надежно, важно вести мяч кончиками пальцев, а не ладонями. Когда новички первый раз сталкиваются с баскетболом, они часто хлопают или бьют по мячу с ладони, вместо того чтобы схватить его и толкнуть кончиками пальцев. Попрактиковавшись, вы будете чувствовать, сколько силы нужно приложить к мячу, чтобы заставить его попасть вам обратно в руки.
Старайтесь держать мяч возле талии. Сначала может быть трудно контролировать мяч, и начинающие игроки имеют некоторые трудности с контролем мяча, опуская его в низ и не следя за ним постоянно. Но практикуйте дриблинг настолько низко к земле, насколько вам это удобно. Ведение мяча возле груди дает вашему противнику шанс отобрать мяч. Старайтесь держать его на уровне талии, не выше.
Держите голову прямо. Если здесь будет одна вещь, о которой тренер будет твердить постоянно, когда вы учитесь играть с мячом, то это она и есть. Когда вы учитесь играть, то очень важно, чтобы вы держали голову прямо и смотрели вокруг, вместо того чтобы смотреть вниз на мяч, во время того как вы его ведете. Хорошие игроки могут наблюдать своих товарищей по команде, соперников, и обруч в одно и то же время. Практикуйте дриблинг не глядя на мяч и ваши навыки значительно улучшатся. Трудно знать, куда именно идти и где проскочить, когда ваш взгляд сосредоточен на кроссовках.
Начинайте двигаться, когда вы готовы. Нельзя играть в баскетбол, находясь в стоячей позиции все время, так что очень важно начать дриблинг в движении. Начинайте идти во время дриблинга, бегая вприпрыжку, как вам будет удобней. Когда вы чувствуете себя комфортно во время дриблинга и ходьбы, начните бег трусцой, и, в конце концов, пытайтесь перейти на короткий спринт во время дриблинга. Не стоит волноваться о том, что нужно бежать слишком быстро, лучше контролируйте мяч.
Практикуйте дриблинг двумя руками. Когда вы начинаете учить дриблинг, будет намного удобней вести его доминирующей рукой, рукой которой вы обычно пишете. Если вы не хотите постоянно двигаться в одном направлении, что может сделать вас очень предсказуемым игроком, вам нужно будет разнообразить ваши навыки игры с мячом.
Практикуйте различные подачи мяча. Не слушайте подстрекателей: a хорошая подача всегда лучше посредственной. Умение делать точные и четкие проходы это является неотъемлемой частью игры в баскетбол. Вы должны вести мяч с комфортом, прямо на товарища по команде, не заставляя его двигаться.
Часть 3
БросокДелайте регулирование при каждом броске. Термин “регулирование" означает, что ваши пальцы должны быть направлены на корзину, затем направьте бедра вперед параллельно обручу. Ваши броски будут более точными, когда вы делаете регулирование, в том случае если вы следуете правилам выполнения всех техник.
Сбалансируйте мяч в вашей доминирующей руке. Рука которой вы бросаете мяч - доминирующая, рука которой вы пишете и ведете дриблинг. Держите локоть доминирующей руки ближе к бедру, и сохраняйте мяч сбалансированным в ваших руках, держась кончиками пальцев за низ мяча. Поднимите его к подбородку и согните колени, присев на корточки.
Когда мяч в ваших руках находиться в правильном положении для броска, поставьте прямо ваш доминирующий локоть, двигая вашим запястьем, как будто вы пытаетесь достать коробку печенья с верхней полки. Продолжайте двигать вашей доминирующей рукой, к обручу и от него. Направьте мяч прямо, когда ваша рука вытянута до конца, прокручивая его назад как только вы отпустите его. Следуйте за ним используя вашу руку, опуская ее в коробку с печеньем, после того как вы выпустили мяч.
Отталкивайтесь ногами, прыгая вверх. Чтобы получить дополнительную мощность для вашего броска, присядьте вниз и приподнимитесь при броске. Когда ваша рука достигает высшей точки, вы должны прыгать слегка, расставляя ноги шире и прилагая некоторую силу при броске.
Должна быть воображаемая цель на краю ободка. Большинство ваших первых бросков, будут громко отскакивать от ободка. Но это не проблема! Бросать мяч в корзину с такой высоты не так уж и просто, а так же требует много практики. Это может быть трудно, знать точную цель. Красный квадрат или доска? Или верхняя часть обруча? Это может быть полезным для некоторых новичков представлять небольшую монету на передней части ободка, и что вам нужно сделать, это сбить ее вашим броском.
Практикуйте лэйап с обеих сторон. Броски из-под кольца являются важной частью игры в баскетбол и основой изучений дриллинга. Хорошие игроки должны иметь свои лэйапы заблокированными, и они никогда не пропустят ни одного. Это должно быть легко.
Бросайте мяч постоянно со всех сторон. Для практики броска это отличный способ поупражняться и немного повеселиться. Обычное бросание мяча вокруг является одним из лучших способов баскетбольной практики. Пробуйте бросать мяч по всей площадке, с разных углов. Дриблируйте во время броска, вы убиваете двух зайцев одним выстрелом. Практикуйте броски, когда вы устали и полны сил.
Часть 4
Играть в защитеОзнакомьтесь с оборонительной ролью. Когда вы защитник, ваша цель не давать вашим оппонентам забить гол. Это означает, что вам нужно нарушить проход и попытаться украсть мяч, если это возможно, и блокировать бросок. Это ваша работа быть раздражительным, липким и разрушительным чтобы заработать очки.
Ознакомьтесь с правильной оборонительной позицией. В баскетболе имеются не только нарушения, ваша игра должна быть подвижной по обе стороны от мяча. Чтобы обучиться липкой обороне, научитесь принимать в низких и широких позициях. Поставьте ноги больше ширины плеч и положите ваши руки прямо по бокам, делая свою позицию как можно шире. Встаньте на носки и сделайте боковые движений, чтобы охранять игрока с мячом. Направьте глаза на мяч.
Практикуйте движения из стороны в сторону. Самая трудная вещь в защите это занимать оборонительную позицию и пытаться приклеиться к нападающему, словно клей. Это тяжело двигаться быстро из стороны в сторону, так что чем больше опыта вы имеете двигаясь из стороны в сторону, тем лучший защитник из вас получится. Практикуйте бег в сторону, делайте большие шаги в одном направлении, пересекая вашу ногу позади ведущей ноги, и снова отталкивайтесь. Затем поменяйте сторону. Практикуйте до тех пор, пока не почувствуете боль в ваших ногах.
Стойте на ногах как можно больше. Начинающие баскетболисты часто делают одну общую ошибку: прыгают в воздухе слишком много. Это заманчиво попытаться заблокировать бросок противника, прыгнув в воздухе с протянутыми руками, каждый раз, когда вам кажется что противник собирается нападать, но старайтесь научиться держать ваши ноги на земле настолько часто, насколько это возможно. Очень легко сделать обманывающий маневр, собираясь бросить мяч и отступить назад, как только вы подпрыгнули в воздух, делая вас уязвимым и бесполезным в качестве защитника.
Перехватывайте мяч. Другой важной частью игры в обороне является возможность поймать подачу, когда она приходит. Если ваши оппоненты сделали неудачный бросок, не давайте им второй шанс сделать это снова. Стоя возле корзины захватите мяч, когда он свободно отскакивает. Если есть возможность схватить его, старайтесь не упустить ее.
Избегайте Фолов. Беря на себя ответственность защитника вы будете зарабатывать фолы в нападении, большинство фолов, которые происходят приходят на защитника. Стараясь создать препятствие на площадке, вы так же должны знать где линия которую следует быть разрушительное присутствие на суде, вы также получили узнать, где линия которую следует избегать, чтобы не пересечь ее, или вы можете получить фол.
Часть 5
Играть хорошоВыучите роль каждой позиции на площадке. Если вы находитесь в баскетбольной команде, основные позиции имеют определенные правила и роли, регулирующие каждую работу. Чтобы улучшить свои навыки, это хорошая идея, узнать специфику каждой позиции и какое место вы могли бы занять на площадке.
Практикуйте ваши основы, чтобы улучшить свои навыки. Если вы хотите быть лучшим баскетболистом, практикуйте свои основы. Хороший дриблинг, подача и оборонительные навыки являются лучшим способом провести время, чтобы стать хорошим игроком. Не практикуйте подачи сзади, или понизьте обруч, так чтобы вы могли практиковать свои 360 градусов пока вы не можете подавать лэйапы обеими руками,10 раз из 10, и вы можете сделать 20 штрафных бросков подряд.
Подавайте часто и держите мяч в движении. Хорошие баскетбольные команды могут держать мяч в движении постоянно, сохраняя защиту и равновесие на пятках. Когда мяч у вашей команды, делайте подачи быстро и ведите его по площадке чтобы найти открытую полосу возле обруча.
Практикуйте захват подачи. Один из самых непонятных навыков баскетбола это отскок. Потому из-за многих пропущенных подач, мяч полетит в непредсказуемом направлении, отскакивая в ту или иную сторону, иногда прямо в воздух. Когда мяч выходит из под контроля, обе команды имеют шанс получить контроль над ним, а это означает, что у вас есть шанс перепрыгнуть своих противников и захватить мяч. Когда вы практикуете броски, практикуйте бег к корзине чтобы поймать ваш собственный бросок, если это возможно.
Играйте в "21", если у вас есть нечетное число игроков. Игра 21 это подходящая игра если на поле находиться нечетное количество игроков, например эта игра отлично подходит если вас трое. В игре 21 каждый игрок играет против друг друга, в попытке быть первым до 21 очка. Каждая подача внутри арки стоит одного очка, и каждая подача вне арки стоит 2 очка.
Играйте в "Нокаут". Нокаут - это хорошая игра для практикующих штрафные броски и играющих с большой группой людей. Все игроки должны выстроиться на линии штрафного броска. Первый человек на линии делает штрафной бросок. Если бросок пропущен, игрок должен схватить подачу и продолжать держать мяч, пока не сделает бросок. Как только гол забит, игрок возвращается в конец линии. Как только мяч первого игрока коснется ободка, второй игрок может подавать. Если второй игрок забивает гол до первого игрока, первый игрок выбывает из игры. Как только один из игроков забивает гол, следующий человек в очереди может бросать мяч.
С уверенностью можно сказать, что среди спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Корифей советского баскетбола Александр Гомельский неоднократно утверждал, что баскетбол является игрой ХХI века. И согласиться с таким утверждением никак нельзя. Ведь придуманная игра на исходе ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд в действительности по своему накалу борьбы, ритму, эмоциональности, скорости как нельзя лучше отвечает нынешнему времени.
Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует физическому развитию. И не удивительно, что число почитателей этой интересной игры постоянно растет независимо от возраста и рода занятий. Вряд ли можно посчитать число любителей и почитателей баскетбола. Давайте рассмотрим, когда и как, ну конечно кому можно начинать играть в баскетбол.
Существует много различных мнений, когда ребенку лучше всего надо начинать заниматься баскетболом. Большинство специалистов считают, что лучше всего начинать занятия надо в возрасте 8-10 лет. В таком возрасте, как показывает практика, лучше всего закладываются основы техники игры в баскетбол, создается основа, на которой будет построена вся будущая работа по воспитанию хорошего игрока в баскетбол.
Впрочем, занятия можно начинать и в более раннем возрасте, начиная с первого класса. Это ни коим образом не значит, что придя в спортивную секцию ребенок сразу станет постигать основы и тонкости игры в баскетбол. Начиная занятия в спортивной секции, дети на первых порах занимаются различными подвижными играми, эстафетами и соревнованиями. Такие тренировки проводятся в непринужденной игровой обстановке под постоянным надзором тренеров. Тренера самым тщательным образом приглядываются к маленьким спортсменам, чтобы изучить их физиологические особенности, координацию движений, состояние психики и способности мышления. Анализируя их способности, тренер сможет определить за счет каких физических и технических качеств из данного ребенка можно будет в будущем вырастить выдающегося спортсмена.
Но если вдруг ваш ребенок, в возрасте 14-16 лет, неожиданно подрос за два метра, то его надо приводить в баскетбольную секцию. Такого «позднего» игрока тренера обычно обучают по сокращенной программе, обучая его только самым необходимым техническим приемам. Такое обучение в конечном отражается на технике игры, умении обращаться с мячом. Обычно у таких игроков отсутствует необходимая непринужденность и легкость.
Каждый игрок по-своему приходит в баскетбол. Одних приводят родители по своей инициативе, некоторые дети обращаются к родителям, что они записали их в баскетбольную секцию. Но в большинстве случаев тренера набирают детей в обычных школах, а иногда просто на улице или дворах, последнее очень часто дает самые лучшие результаты.
Можно привести любопытный факт. Когда ребенку еще не исполнилось десять лет, то тренера буквально умоляют родителей, чтобы их ребенок занялся баскетболом. А от после достижения ребенком 12 лет те же родители уже уговаривают тренеров, чтобы их ребенка приняли в баскетбольную секцию.
Очень часто беседуя с тренером по телефону, родители высказывают свои сомнения о пользе занятия их ребенком баскетболом. В таких случаях необходимо таких родителей пригласить на тренировку по баскетболу. Обычно после такого визита, ознакомившись с условиями занятий, у родителей пропадают какие-либо сомнения. Одно обстоятельство волнует тренеров, если мальчишек приводят в достаточном количестве, то с девочками большие проблемы, их явно недостает.
Проводя отбор в баскетбольную секцию, тренер обращает в первую очередь на следующие показатели – в первую очередь это рост самого ребенка, длину рук, размер ноги, подвижность ребенка, а также на антропометрические данные родителей. Ну и конечно учитывается желание самого ребенка. Если ребенок идет на тренировку без большой охоты, если он ищет поводы, чтобы не идти на тренировку, то вряд ли стоит продолжать тренировки.
Очень часто родители опасаются, что если их ребенок среднего или небольшого роста, то в баскетболе ему делать нечего. Это довольно ошибочное мнение. Конечно большой рост для баскетбола это хороший показатель, ведь высокий рост дает преимущество при атаке кольца, намного проще овладеть мячом при подборе под кольцом. Но высокорослые игроки значительно уступают в скорости и выносливости игрокам небольшого роста, а также в умении производить дальние броски.
В любом деле первостепенное значение имеет трудолюбие. Без труда невозможно достичь значительных результатов. Если ваш ребенок начал заниматься в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, то вам следует помнить, что здесь в первую очередь требуют результат. А для достижения необходимого результата придется рано вставать, делать зарядку, регулярно ходить на тренировки, выполнять указания тренеров. Со стороны тренеров надо сделать все, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка втянуть его в тренировочный процесс, влюбить его в баскетбол. Ведь игре нельзя научить – можно только научиться и перед тем как выйти на игровую площадку и заиграть, необходимо затратить большое количество времени и сил.
Часто задают вопрос, – в каком возрасте можно узнать, добьется ли ваш ребенок значительных успехов в баскетболе?
Однозначного ответа нет, и точных прогнозов вам никто не даст. В своей практике тренера ориентируются на различные тесты, которые дают возможность составить полную картину о физиологических данных ребенка.
Необходимо также постоянное визуальное наблюдение, особенно во время тренировок. Ребенок должен обладать азартом во время игры, он должен постоянно рваться в бой, атаку, уметь постоять за себя. Нельзя отбрасывать также то, что физические данные – рост и комплекция играют немаловажное значение. Хотя иногда бывает так, что вроде бы ребенок обладает хорошими физическими данными, отличная техника, обладает способностями к игре, но как только начинается игра – все это как-то сразу пропадает, ибо нет в нем бойцовского характера, игрового стержня. Куда все это подевалось, где талант игрока?
Если посмотреть на игру в баскетбол, то можно сделать вывод – это довольно простая и в тоже время очень сложная игра. Американцы часто любят говорить – «Играть в баскетбол легко, а хорошо играть – очень трудно».
Приближается лето, и многие из вас, ребята, после длинной зимы захотят на свежем воздухе поиграть в мяч. Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол - все пойдет вам на пользу. Но если вы поставите перед собой цели не только оздоровительные, а и, так сказать, спортивные, захотите овладеть правильными техническими приемами, то советуем заниматься в наших школах, рассчитанных на начинающих игроков. Сегодня мы открываем курсы баскетбола. Вести занятия будет заслуженный мастер спорта Сергей Белов. Имя его широко известно и в нашей стране и за рубежом. Он 11-кратный чемпион страны, 4-кратный чемпион Европы, 2-кратный - мира, олимпийский чемпион 1972 года. Ныне он работает тренером в своем прежнем клубе - ЦСКА.
Найдите место поровнее где-нибудь в затишье, чтобы ветер не мешал - за домом, в парке, на поляне... Острой лопатой срежьте бугорки, засыпьте ямки, утрамбуйте. С большими впадинами придется повозиться подольше: их дно надо сначала взрыхлить, а подсыпая грунт - смачивать его. Иначе подсыпка скоро выкрошится.
Идеальным было бы песчаное место, на котором не застаивается вода. Если у вас хватит сил - вскопайте все будущее поле, выровняйте граблями и укатайте, смочив поверхность.
Еще надежнее площадка со спец-слоем. Его состав - одна треть глины и две трети песка со строительным мусором (в нем обычно мелкие щепочки, кирпичная крошка, земля, известка). Перед укладкой спецслой желательно просеять сквозь мелкий грохот.
В низком месте для лучшего дренажа хорошо бы под спецслой уложить два слоя (каждый до 8 см) щебенки: вниз - более крупную, вверху - мелкую. Каждый слой - поливать и укатывать.
Разметить баскетбольную площадку удобно раствором извести, нанося его на грунт кистью сквозь трафарет - сбитые параллельно планки с 5-сантиметровой продольной щелью между ними.
На торцах площадки, перед лицевыми линиями, вкопайте столбы для баскетбольных щитов (180X120 см). Если сумеете достать гнутые металлические фермы - так это еще лучше. Прикрепите к щитам кольца с сеткой. Стандартная высота корзины над землей - 305 см. Для мини-баскетбола кольца опустите пониже (260 см).
На этой площадке вы сможете играть и в волейбол, если потрудитесь еще немного - вкопаете в землю столбы для крепления сетки. Гнезда для них (глубиной 80 см) выройте внутри баскетбольного поля, в одном-двух метрах от середины боковых линий. Столбы нетрудно сделать из железных труб. Просверлите их насквозь, вставьте крюки и закрепите гайками. Если для крепления волейбольной сетки на двух столбах поставите не 4 крюка, а, скажем, 16 или 20, то вам легко будет варьировать высоту верхней кромки. Ведь чем моложе играющие - тем ниже сетка.
В официальных соревнованиях высота сетки для мужчин и старших юношей (17-18 лет) - 243 см, для юношей 15-16 лет - 235 см, для женщин и старших девушек - 224 см, для девушек 15-16 лет и мальчиков до 14 лет - 220 см и для девочек до 14 лет - 210 см.
Чтобы волейбольные столбы не мешали играть в баскетбол, убирайте их с площадки, а гнезда закрывайте специальными бобышками - круглой дощечкой (диаметром по размеру гнезда) с ручкой в центре. Эта ручка опускается в гнездо и не дает бобышке сдвигаться, когда на нее наступают.
А теперь - о некоторых общих вопросах обучения баскетболу.
Мне очень понравилось выражение известного хоккейного тренера Анатолия Владимировича Тарасова «быстрая сила». В своих статьях и книгах он подчеркивал, что спортсмену-игровику мало быть просто сильным, нужно еще так подготовить себя физически, чтобы уметь использовать эту свою силу быстро и ловко. И поэтому он предлагал хоккеистам ЦСКА и сборной СССР силовые упражнения чаще всего в движении, в динамике. Вот и вам, будущие баскетболисты, советую заниматься так же: в каждом упражнении сочетать силу, быстроту и ловкость. И делать упор на разнообразные прыжки - они для вас наиболее полезны.
Беда многих наших игроков в том, что они с детства привыкли управлять мячом, глядя на него, а не на всю площадку. И теперь мяч как бы связывает их по рукам и ногам. Сам я тоже грешил такой же ошибкой при выполнении своего любимого технического приема - броска в прыжке. Никто мне в молодости не сказал, что, посылая мяч в корзину, нужно смотреть на цель. Вот я и следил взглядом за полетом мяча, чем снижал точность попаданий.
Советую вам, молодые баскетболисты, с самого начала занятий привыкать преодолевать сковывающее влияние мяча. Знаю: вам захочется смотреть на мяч. Но будьте настойчивы и терпеливы и подавляйте в себе такое желание.
Ребенку, конечно же, маленькими ручками трудно взять правильно большой баскетбольный мяч. Малышам удобнее и держать его, и ловить, и бросать, и вести всей ладонью. Но привыкать к этому нельзя.
Исходное положение держащего мяч игрока должно быть одинаковым во всех случаях, оно не меняется ни перед броском, ни перед ведением, ни перед передачей. Нельзя касаться мяча ладонями. Удерживайте его подушечками пальцев, сжимая обеими руками.
Мне известно, что американцы делают специальные перчатки с бобышками в середине ладоней. В таких перчатках ученики волей-неволей управляют мячом пальцами, не касаясь его ладонями. У нас это простое приспособление не используется. А жаль...
Уверен, каждый юный любитель баскетбола сможет сам что-нибудь подложить в свою перчатку - хотя бы толстый резиновый ластик - ив ней осваивать правильную технику управления мячом.
Начинающему игроку важно настолько привыкнуть к мячу, чтобы он в будущем не являлся обузой, не отвлекал внимания. Ведение, или дриблинг, как раз и вырабатывает такое умение «освобождаться от мяча». Тот же, кто в молодые годы пренебрегал этим правилом, ныне в важных матчах расплачивается за давнишнюю методическую ошибку.
Первое требование к любому техническому приему - именно надежность. Ведь самое опасное и обидное в игре - потеря мяча. А знаете, в какие моменты наиболее часто у дриблеров случаются потери? Тогда, когда игрок хотя бы на мгновение опускает голову вниз. Опытный защитник подкарауливает такие моменты и атакует игрока, ведущего мяч.
Вот для того, чтобы в будущем у вас не было подобных огорчений, постарайтесь освоить ведение мяча без зрительного контроля за ним. Как этого добиться?
Подберите себе оправу для очков по размеру и приклейте к нижней части губку или поролон толщиной в два пальца. Этого достаточно, чтобы не видеть мяч внизу. В этих очках и выполняйте все упражнения в ведении.
Не могу понять, почему в большинстве наших спортшкол дети стесняются тренироваться в специальных очках? А вот на родине баскетбола, в США, малыши начинают осваивать ведение в таких очках. Кстати, такой способ совершенствования ведения заокеанские спортсмены используют вплоть до, можно сказать, полной баскетбольной зрелости - до 18-20 лет.
Какой выбирать мяч для обучения дриблингу? Если вам лет 13-14, то можете пользоваться обычным баскетбольным мячом. А если вы начинаете осваивать азы игры раньше, то удобнее мяч для мини-баскетбола. А вот брать детский резиновый мяч, хотя он и более легкий, не советую. Его гладкая поверхность не даст вам возможности приобрести специфическое ощущение от соприкосновения с мелкопупырчатым баскетбольным мячом, что играет немалую роль при выработке точных и почти автоматических движений.
Ведя без зрительного контроля мяч, не смущайтесь частыми его потерями. На первых порах это неизбежно. И я даже думаю, что осваивать этот прием удобнее в самостоятельных занятиях, в частности дома: там никто не упрекнет вас в неизбежных вначале частых неудачах.
При ведении не давайте мячу отскакивать от пола выше пояса. С силой ударяйте мяч о площадку, так, чтобы он быстро от нее рикошетировал. Как бы перехватывайте мяч на полпути и тут же снова энергично толкайте вниз.
У начинающих нередко вижу типич-. ную ошибку: они вяло ударяют о пол мячом, отчего его скорость быстро гаснет. Игроку приходится «искать» мяч рукой, опускать для этого голову, чего, как вы уже знаете, делать не следует.
Позже вам понадобится освоить дриблинг на разной высоте, ибо в игре каждый вариант выгоден в определенной ситуации. Скажем, при обыгрывании защитника с места лучше применять низкое ведение, а при уходе в быстрый прорыв - высокое. Но сейчас, в начале обучения, стремитесь почаще практиковать дриблинг с низким отскоком мяча. Хотя это - самый трудный вариант (ноги при сильном сгибании быстро устают), но в то же время и самый надежный. Часто касаясь мяча, вы можете мгновенно менять направление движения, корпусом и ногами укрывать мяч от атакующего вас игрока.
Движения руки при ведении должны быть быстрыми, но плавными. Не шлепайте по мячу ладонью, а толкайте его вниз движением главным образом кисти и частично предплечья.
Поставьте перед собой задачу научиться одинаково хорошо водить мяч любой рукой. Если вы правша, то как можно чаще шлифуйте дриблинг левой. Это пригодится в будущих матчах. Там в свободной обстановке выгоднее вести мяч левой рукой, это даст отдых правой, освободит ее от излишних нагрузок, сохранит свежесть, так необходимую при исполнении сложных технических приемов. Описывать конкретные упражнения нет смысла. Изобретайте любые - все пойдут на пользу. Начинайте с ведения на месте. Затем совершенствуйте дриблинг в движении - с остановками, стартами, поворотами, с переводами мяча с руки на руку и т. п. Чем надежнее будете контролировать мяч, тем увереннее почувствуете себя в матчах, что немаловажно для успеха в игре.
Баскетболисту желательно овладеть дриблингом в совершенстве. Но заранее вас предупрежу: в играх частым и долгим ведением не увлекайтесь - это будет тормозить развитие атак вашей команды. Кстати сказать, подобным «грехом» страдали высокотехничные грузинские баскетболисты. И чтобы отучить их от бесцельного дриблинга, прежний тренер тбилисского «Динамо» применял даже такой методический прием, заливал водой летнюю грунтовую площадку - и ведение становилось невозможным, игроки вынуждены были развивать нападение с помощью передач, как того и хотел заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР Отар Коркия.
Способов броска немало. Начинайте с самого легкого - броска одной рукой из-под щита. И сразу же включайте в дело левую руку. Скажем, три броска правой, потом шесть - левой. При таком соотношении у вас есть шанс научиться одинаково успешно поражать цель с любой стороны кольца, что пригодится в будущем, особенно при завершении быстрых прорывов.
Сначала расположитесь под углом (примерно 30 градусов) к щиту и бросайте мяч с отражением от него. Начнет регулярно получаться - отойдите от него метра на два и бросайте правой рукой (если вы не левша) прямо в кольцо, без отскока мяча от щита.
Первые броски выполняйте с высокой траекторией, хотя с близкого расстояния это делать нелегко. Зато вы привыкнете верно определять, как мяч полетит к цели, приобретете особое чувство броска. Позже бросайте поочередно правой и левой рукой.
Каждый раз, как станете уверенно поражать корзину, увеличивайте дистанцию примерно на метр и продолжайте обстреливать цель. И не только с точки прямо против щита, но и сбоку от него и под углом 45 градусов.
Вам, молодым, конечно же захочется испробовать и дальний бросок из-за 6-метровой линии. Но не советую это делать. Не гонитесь за мастерами - ведь они прекрасно подготовлены физически и бросают издали без излишнего напряжения. Ваша же главная задача - освоить и закрепить верные движения броска. Поэтому, удлиняя дистанцию, следите в первую очередь за техничностью, а не результативностью бросков. В вашем возрасте лучше в десяти попытках попасть только один раз, но все движения выполнить правильно, чем, скажем, поразить цель пять раз с нарушением техники.
Советую вам любой бросок - и с игры (как с опоры, так и в прыжке), и штрафной - выполнять одинаково: одной рукой, однообразными движениями. Это повысит меткость атак корзины.
Технику данного приема удобнее всего отточить в стандартных условиях - при штрафных бросках.
А теперь расскажу о технике штрафного броска. Я выполнял его так. В исходном положении распределял вес тела равномерно на обе ноги. Носки ставил немного шире пяток. Взяв у судьи мяч, сначала ударял его о пол. Привычное подготовительное действие настраивало на бросок, и в эти же полторы-две секунды я опускал плечи, расслаблял мышцы, как бы сбрасывая напряжение от азартной, темпераментной игры, характерной для баскетбольного матча.
Все детали приема я стремился выполнять однообразно. Потому и мяч в руки брал всегда одинаково: так, чтобы указательный палец располагался точно посредине, то есть накрывал бы продольной шов на поверхности мяча (эти швы напоминают меридианы на школьном глобусе).
Сначала я опускал мяч вниз, делал вдох и выдох. Потом выносил мяч двумя руками вверх, немного выше головы, но не слишком высоко, а так, чтобы из-под него видеть цель и в то же время не выпрямлять руки в локтях. Иначе, если заранее выпрямить руки, пришлось бы выполнять бросок усилием одной лишь кисти, чего явно недостаточно.
Затем я перекладывал мяч на правую кисть, отогнутую назад, а левой слегка его поддерживал до начала движения броска. Если бы кто-нибудь внимательно посмотрел на меня спереди. то убедился бы, что моя кисть (а еще точнее - указательный палец), локоть и плечо составляли прямую вертикальную линию.
Перед броском я немного сгибал ноги в коленях, а начиная бросок, распрямлял их и слегка приподнимался на носки, чуть-чуть отрывая пятки от пола. Это движение помогало бросить мяч с нужной силой.
Для точности броска особенно важно движение правой руки. Сначала начинается плавное распрямление ее в локтевом суставе, затем к этому добавляется «кивок» кистью. В своем заключительном движении кисть как бы обгоняет руку, которая выпрямляется уже после того, как мяч отправится в полет.
В момент отделения мяча от руки все мое тело от носков до кончиков пальцев вытягивалось, как струна. Мяч сходил с указательного пальца. «Кивок» кистью корректировал направление полета мяча и придавал ему обратное вращение. Эта деталь техники достаточно важна. Чем сильнее вращение мяча, тем лучше: мяч в полете устойчивее. И наоборот, летящий без вращения мяч слегка виляет в воздухе. Вспомните волейбольную японскую подачу. Спортсмены специально так бьют по мячу, чтобы тот в полете не крутился - вот его траектория и усложняется непредсказуемыми зигзагами. Отклонения от прямого пути достигают почти метра. У более тяжелого баскетбольного мяча зигзаги намного меньше, но и они нежелательны.
Кроме того, вращая мяч к себе, вы увеличиваете шанс на поражение цели. Ударившись о щит или дальнюю дужку кольца, вращающийся мяч свалится вниз, в сетку. А если даже он и не попадет в корзину, то отскочит от кольца мягко и недалеко - такой мяч удобен для подбора.
Кроме вращения важна и траектория полета мяча. Советую вначале посылать мяч в цель по высокой, крутой дуге. Позже вы без труда перейдете к броскам не с такой длинной, а с оптимальной тракторией. А вот если вы привыкнете к низкой траектории броска, то избавиться от ошибки будет гораздо труднее. Мяч у вас станет без конца попадать то в переднюю, то в дальнюю дужку кольца и отскакивать в поле.
Для того чтобы метко выполнять штрафные броски, научитесь в ходе матчей сохранять невозмутимость, не давать волю своим эмоциям. Я. например, приучил себя не злиться на соперника даже в том случае, если он больно ударил меня по руке.
Еще один психологический момент: игрок должен быть на сто процентов уверен в том, что выполнит бросок точно. Такая уверенность вырабатывается на тренировках, когда ты раз за разом посылаешь мяч в корзину.
У меня всегда было желание репетировать штрафные броски. Они приносили мне удовольствие, особенно «чистые», при которых мяч проваливался в сетку, не задевая дужки кольца.
Некоторые специалисты баскетбола, научные работники утверждают, что игрок обязан ежедневно выполнять по 150 штрафных бросков. Я лично никогда не подсчитывал количество выполненных стандартных бросков. Но взял себе за правило не покидать площадку, пока не почувствую автоматизма в движениях, пока не появится полная уверенность в попаданиях.
В начале тренировочного занятия я никогда штрафные не бросал. Старался прежде хорошенько размяться, чтобы кисть стала теплой. Мои упражнения для разминки были несложны: сжимание и разжимание кистей, встряхивания ими, круговые вращения. Игроку важно почувствовать мяч, поэтому я водил его и репетировал передачи. Когда замечал, что мяч как бы жжет ладонь, тогда считал разминку завершенной.
У молодого баскетболиста залог успеха - верная техника и большое количество повторений приема. Не стесняйтесь бросать по цели даже по полчаса в день, хотя это и не так уж интересно. Помните, что своими однообразными бросками вы сможете твердо закрепить, стабилизировать движения руки. Этот навык вам пригодится и позже, при освоении броска в прыжке.
Если у вас начнутся неудачи - проанализируйте свои движения. А еще лучше - попросите совета у опытного игрока, или тренера, или партнера по команде - пусть посмотрит со стороны на ваш штрафной. У молодых баскетболистов нередко возникают типичные ошибки. Запомните их.
Игрок спешит выполнить бросок, не использует все выделенное для этого время - 5 секунд. В результате более быстрый, чем на тренировке, темп исполнения приема нарушает привычную координацию движений.
Типичные ошибки молодых баскетболистов при штрафном броске.
Малоопытные игроки нередко сосредоточивают свои мысли на том. поразят они цель или нет. Понятно, что каждому хочется попасть в корзину. Но следить нужно за правильностью своих движений и думать только об этом.
Игрок кладет мяч на всю ладонь, а не на пальцы правой руки.
Недостаточно высокий вынос мяча к голове мешает прицеливанию.
Отделяясь от руки, мяч сходит не с указательного, а с другого пальца
Вращение мяча в полете очень слабое.
Траектория полета мяча излишне пологая.
В конце броска, после выпуска мяча, начинающий баскетболист нередко сразу же отдергивает правую руку назад. А нужно, наоборот, после броска на секунду замереть с прямой вытянутой рукой. Психологический настрои на такой нюанс техники невольно способствует плавности предшествующего движения руки.
Вот от всех этих ошибок вам поможет избавиться сторонний наблюдатель - тренер или партнер, которого нужно попросить о помощи.
На прошлом нашем занятии начинающие баскетболисты узнали, как правильно держать мяч: сжимая его пальцами, не касаясь серединами ладоней. Если вы опустите мяч почти до уровня пояса, слегка согнете в коленях ноги и одну выставите немного вперед, то это и будет тем исходным положением, из которого удобно пасовать двумя руками от груди. Этот вариант передачи в игре - основной, такие пасы - самые точные и надежные, именно с них и советую начать освоение приема.
Передачу от груди вы можете выполнить в любой момент, ибо она не требует никаких подготовительных движений. Резко распрямляя руки в локтях, вы посылаете мяч товарищу неожиданно для соперника, лишая того шансов перехватить ваш пас.
Обращу ваше внимание на две важные детали приема. Распрямляйте локти до конца и при этом не отводите их в стороны. Пусть они движутся в вертикальной плоскости.
Заключительным движением кистей подкручивайте мяч к себе. При верном исполнении приема у вас создастся впечатление, что вы добиваетесь вращения мяча усилиями больших пальцев. Такой мяч, летящий с обратным вращением, удобен для приема партнером - не выскакивает из рук.
Если передачу двумя руками от груди заснять на кинопленку и затем прокрутить в обратном направлении, то на экране мы увидим, как нужно ловить мяч. Сначала вытянуть руки навстречу подлетающему мячу. Потом встретить его кистями, делая одновременно уступающее движение руками, чтобы смягчить удар мяча о них. Дальше крепко сжать мяч пальцами и подтянуть к груди (локти в стороны не отводить).
Все баскетболисты ловят мяч примерно одинаково, а вот передают по-разному. Способов передач довольно много. Их выбирают в зависимости от игровой ситуации и личных склонностей. Двумя руками, к примеру, можно передавать мяч из-за головы или сбоку, по воздуху или с ударом о пол. А все варианты паса одной рукой я даже не берусь описать - так их много.
Вам, начинающим игрокам, достаточно на первых порах освоить передачи одной рукой от плеча и сбоку над головой - «крюком». Преимущество пасов одной рукой в том, что ими можно послать мяч на довольно далекое расстояние.
Не забывайте упражняться в передачах не только правой, но и левой рукой. Ведь в игре придется использовать ту руку, которая дальше от соперника.
Простейшее учебное упражнение - передачи и ловля мяча у теннисной тренировочной стенки (или у стены спортивного зала). Вставайте то ближе к стенке, то дальше от нее и бросайте в нее мяч то сильнее, то слабее, то повыше, то пониже, то немного в сторону. Освоив азы приема, попробуйте упражняться одновременно двумя мячами: пока один, отскочив от стенки, ударяется о пол. посылайте в стенку другой мяч. Если встать в углу зала, то будет удобно чередовать разные передачи, в частности одной рукой в сторону.
Для развития ловкости и силы рук вам полезно бросать камни, имитировать баскетбольные пасы набивными мячами. Но при этом старайтесь не искажать уже освоенную вами технику движений.
Следующим этапом вашего совершенствования будут передачи в движении. Тут вам понадобится партнер. Передавайте друг другу мяч на бегу, рассчитывайте скорость движения мяча и партнера, привыкайте согласовывать силу паса с расстоянием до товарища. Приобретенные таким путем навыки потом выручат вас в игре.
Когда я сам играл в соревнованиях, то львиную долю своих очков добывал именно таким броском. Хорошо знаю, что он хотя и очень эффективен, но довольно сложен в исполнении. Чтобы впоследствии успешно пользоваться броском в прыжке, вам, начинающие игроки, нужно сейчас тщательно его разучить и хорошо закрепить новый навык.
Так где же в этом деле вас будет подстерегать главная трудность?
Поделюсь собственным опытом Мне очень трудно давалась верная координация движений броска из-за того, что нижняя часть тела должна быть сильно напряжена, а верхняя, наоборот, расслаблена. Что вам поможет достигать этого, я бы сказал, неестественного для человека состояния?
Решающим для успеха является хороший, высокий прыжок. При этом условии, находясь секунду-другую в воздухе, вы успеете расслабить плечевой пояс и верно выполнить все фазы броска в нужном ритме.
В то время, когда ваша команда развивает атаку, постоянно сохраняйте готовность к броску То есть еще до получения мяча - при резких рывках. остановках, финтах для освобождения от опекающего вас защитника - поддерживайте высокий мышечный тонус, передвигайтесь на упругих, напряженных ногах. И как только в удобной для броска позиции получите от партнера мяч - сразу же прыгайте, начиная бросок.
Продемонстрирую вам основные фазы броска в прыжке. Первая из них - прием мяча с движением вперед. Устремляясь навстречу мячу, вы снижаете шансы соперника на перехват передачи и выгадываете себе доли секунды для более плавного выполнения броска.
Последний перед остановкой шаг я делаю очень быстрым, а ногу ставлю на пол с пятки - так получается стопорящий шаг, который помогает усилить последующее отталкивание от площадки.
Пальцы крепко сжимают мяч - этот стандартный способ его держания вам уже известен.
Вторая фаза - «подсадка». Быстро подставляя правую ногу к левой, я одновременно сгибаю колени, чтобы затем повыше выпрыгнуть. Кстати, так же делают волейболисты, готовясь выпрыгнуть у сетки вверх. С этого момента и до окончания броска я буду смотреть на кольцо баскетбольной корзины.
Третья фаза - отталкивание и вынос мяча вверх. Чем сильнее толчок двумя ногами, тем ближе к максимальному получится ваш взлет. По направлению ваше отталкивание должно быть строго вертикальным. Если же вы привыкнете прыгать немного вперед, то в игре станете наталкиваться на защитника и получать фолы. А если будете прыгать слегка назад, то затрудните себе бросок: возрастет нагрузка на правую руку, потребуется больше усилий, чтобы добросить мяч до цели. Подобные варианты броска под силу лишь мастеру, а ваша теперешняя задача - освоить основную схему приема.
Положение рук с мячом над головой - такое же, как при штрафном броске: правый локоть обращен вперед, мяч лежит на пальцах отогнутой назад правой кисти, левая рука лишь слегка поддерживает мяч сбоку. При высоко поднятом мяче ничто не мешает видеть цель.
В этом положении я как бы замираю, пока взлетаю в воздух. И тут основная задача - расслабить плечевой пояс, если этого не удалось сделать раньше, в самом начале выноса мяча от груди вверх.
Знаю, что научиться этому нелегко. Дело в том, что внизу надо держать мяч кистями крепко, иначе соперник может выбить. А плечи напрягать не следует. Даже мастера и те не всегда способны выполнить эту деталь техники. Тогда они расслабляют плечевой пояс чуть позже, находясь после отталкивания уже в воздухе. Самыми меткими снайперами баскетбола проявляют себя именно те игроки, кто умеет расслаблять верхнюю часть тела перед броском мяча.
И наконец, четвертая фаза - завершение броска. Бросать мяч лучше всего в тот момент, когда вы достигаете высшей точки взлета. Не старайтесь зависать в воздухе - это осложнит бросок. А преждевременный посыл мяча в цель не позволит вам закончить очень важное последнее движение кистью вперед, корректирующее точность полета мяча. Правда, мастера и тут пробуют разные варианты, но вам, начинающим игрокам, советую пока учиться бросать мяч всегда однообразно.
Не забывайте тех правил броска мяча, о которых я вам рассказал раньше в разделе о штрафном броске. Так же четко выполняйте «кивок» правой кистью вперед. Выпрямляйте в локте правую руку. На миг задерживайте ее вверху, не отдергивайте назад после того, как мяч сойдет с пальцев, - все это будет вас настраивать на плавное и слитное выполнение всех деталей приема.
Более семи лет я работаю в специализированной по баскетболу детской спортивной школе ЦСКА. Здесь довелось видеть немало примеров обучения ребят броску в прыжке. И я не раз убеждался, что не только у начинающих, но и у тех учеников, кто уже играет в соревнованиях, нередки огрехи в технике исполнения данного приема. Поэтому хочу предостеречь вас от типичных ошибок. В чем же они заключаются?
У некоторых ребят перед отталкиванием не получается подшагивание - последний шаг с одновременным подседанием. Вместо этого они делают наскок - напрыгивают двумя ногами на место, с которого собираются оттолкнуться для прыжка. По этой детали можно распознать тех, у кого слабые ноги. Эти баскетболисты не в состоянии высоко выпрыгнуть. Если у себя заметите такой же недостаток, то «подкачайте» силу ног.
Кое-кто медленно, в одном и том же темпе выполняет последние два шага перед остановкой. А их надо делать быстрее, резче, чем, скажем, предыдущие шаги при ведении или при выходе без мяча на позицию для броска. Тогда ваш прыжок станет выше.
Журнал «Спортивные игры», №5, 1987
Игра в баскетбол требует врожденных навыков, но вы можете стать неплохим игроком, если вы должным образом приведете в форму свое тело, будете правильно тренироваться и освоите хитрости игры. Хорошие игроки в баскетбол выкладываются на все сто на тренировках для улучшения своих результатов на площадке, и они имеют определенные персональные качества, ценимые тренерами.
Учитесь вести мяч. Некоторые эксперты утверждают, что умение вести мяч -практически самый важный навык в игре. Впрочем, вам, должно быть, незачем задумываться о ведении мяча, если вы часто тренируетесь. Хороший способ улучшить данный навык - это тренировки на ведение мяча (дриблинг).
Улучшайте навык паса. Техника паса является одним из необходимых элементов для освоения игры. Существует два базовых паса. Первый - это передача от груди, когда вы кидаете мяч товарищу по команде без отскакивания его от пола. Второй - это передача с отскоком мяча, когда вы перед пассом делаете один отскок мяча от пола. Такой пас самый сложный в перехвате для защитников.
Улучшайте навык броска . Форварды получают больше всего славы, и очевидно, они более критично относятся к игре. Но также избегайте ситуаций, когда ваши броски блокируются или вы часто промахиваетесь - это прямой путь на скамейку запасных.
Подготавливайте ваше тело. Ваши тренировки должны быть направлены на отработку элементов баскетбола, необходимых для игры в нападении, не следует делать только упражнения, которые вам нравятся. Тренера обычно присматриваются к игрокам с хорошей подготовкой - будь то мощные рывки или подпрыгивания на 70 см в воздух.
Ступни должны быть постоянно в движении. Хороший защитник должен быть быстр и постоянно двигаться. Если долго стоять на одном месте, вы не сможете быть хорошим баскетболистом.
Держите низкую стойку. Хорошие защитники играют с согнутыми коленями, они проводят бо́льшую часть времени, передвигаясь и держа низкую стойку. Также следует всегда держать свою голову ниже головы игрока, которого вы держите.
Положите руку на мяч. При должной осторожности вы можете использовать эту технику в защите без получения фола.
Тренируйте подборы . Своевременные подборы мяча могут решить исход игры. Команда не может зарабатывать очки, если она не владеет мячом.
Улучшайте подготовку в защите. Защитники много и постоянно бегают. Они должны постоянно находиться в низкой стойке, чтобы правильно блокировать других игроков. Тренировка на выносливость поможет улучшить вашу игру в защите.
Используйте в своем арсенале упражнения на силу нижней части тела . Подъем тяжестей поможет улучшить общую силу, что будет полезно в защите при выполнении подборов или блокшотов. Не забывайте чередовать и менять технику выполнения упражнений.
Тренируйте верхнюю часть тела. Эти упражнения подразделяются на подъемы и тяги. Вы можете использовать бандажи, облегчающие некоторые упражнения по типу подтягиваний прямым и обратным хватом (если вам тяжело поначалу).
Освойте все правила. Иногда молодые игроки забывают о правилах игры. Если вы не выучите их наизусть, вы принесете проблемы вашей команде. Хороший способ освоить правила - присоединиться к какой-нибудь клубной команде (если вы молоды) или попробовать себя летом в межсезонье.
Изучайте игру. Вам необходимо изучить максимально все о своей позиции и стратегии игры на площадке. Комбинация стратегии и технической подготовки сделают вас сильным игроком.
Поймите свою роль. Не сосредотачивайтесь только на заработке очков. Это типичная ошибка для неопытных игроков, они прикладывают все усилия, только чтобы забросить как можно больше мячей в корзину. Лучше сосредоточьтесь на том, как вы можете быть более полезным для команды. Может быть, к примеру, вы отлично отдаете пасы.
Будьте психологически выносливыми. Баскетбол - это психологическая игра, а не только физическая. Некоторые эксперты утверждают, что она состоит на 70 % именно из психологических аспектов. Тренера обычно приглядываются к психологически выносливым игрокам.
Помните, что это командная игра. Баскетбол состоит из двух команд, каждая из которых состоит в свою очередь из пяти игроков, которые пытаются заработать очки, закидывая мяч в кольцо на трехметровой высоте на каждом конце поля.
Основные правила игры в баскетбол:
Баскетбол – игра двух команд по пять человек в каждой – родилась в США в 1891 г, и стала популярной во всем мире. Целью игры является овладение мячом и броски в корзину соперника, в то время как другая команда пытается помешать этому. Мяч считается заброшенным, если он попадает в корзину сверху и остается в ней или проходит через сетку.
Корзина состоит из сплетенной из белого шнура сетки, не имеющей дна, которая прикрепляется к кольцу с внутренним диаметром 45 сантиметров, изготовленному из металлического прута сечением 20 миллиметров.
Сетка корзины изготовляется таким образом, чтобы мяч свободно проходил через нее. Кольцо подвешено на высоте 3, 05 метра от пола и плотно прикреплено к щиту в 30 сантиметрах от его нижнего края.
Щиты обычно делаются из оргстекла или дерева и имеют размеры 1,8 метра по горизонтали и 1,2 метра по вертикали. Они устанавливаются вертикально на концах игровой площадки, параллельно лицевым линиям. Нижний край щита поднят над полом на 2,75 метра. Щиты вынесены на 1,2 метра вглубь площадки от середины лицевых линий. Поддерживающие конструкции находятся за пределами игрового поля.
Площадка представляет собой прямоугольник с жесткой поверхностью длиной 28 и шириной 15 метров. Она размечается хорошо видимыми линиями шириной 5 сантиметров, которые не выходят отдельно в размеры площадки.
В баскетбол играют круглым мячом , изготовленным из кожи, резины, нейлона или другого синтетического материала, покрывающего поверхность резиновой камеры. Окружность мяча 749–780 сантиметров, а вес 567–650 граммов, Он накачивается воздухом так, чтобы при ударе о жесткую поверхность с высоты 1,8 метра мог отскочить вверх на 1, 2–1, 4 метра. Мяч в идеале должен быть ярко-оранжевого цвета с черными полосками. Мячи подразделяются на: 1. только для помещении; 2. универсальные.
До конца 1960-х годов официальные соревнования проводились как на открытом воздухе, так и в спортивных залах. С 1968 все официальные матчи проходят только в закрытых помещениях. Крупнейшие турниры по баскетболу обычно проводятся в залах высотой не менее 7 м.
Каждая команда состоит из пяти играющих и семи запасных игроков .
Спортсмены одеты в форму контрастных цветов. На майке каждого игрока, на груди и на спине, нарисован номер. На международных соревнованиях разрешаются номера от 4 до 15. Два баскетболиста одной команды не могут иметь одинакового номера.
Игра начинается с разыгрывания спорного мяча в центральном круге. Два человека, по одному из каждой команды, становятся в центральном круге, каждый в полукруге на своей стороне площадки. Судья подбрасывает мяч между ними так, чтобы выше точке полета его не мог коснуться ни один из прыгнувших игроков, которые стараются отбросить опускающийся мяч в направлении своих партнеров. Спорящие игроки не имеют право ловить мяч. При его разыгрывании остальные восемь спортсменов должны располагаться за пределами центрального круга до тех пор, пока мяч не будет введен в игру. Как только команда овладеет мячом, игроки могут передавать его друг другу. Стоя на месте, игрок не имеет права сделать больше одного шага с мячом в руках. Передачи являются самым простым способом передвижения мяча.
Другим способом передвижение мяча является ведение . Оно позволяет игроку передвигаться с мячом по площадке без помощи партнеров. Ведение осуществляется последовательными ударами мяча об пол кистью руки. Игрок не ограничен в количестве ударов мячом при ведении, но, если он поймает его после ведения, снова вести мяч ему не разрешается. Он должен передать мяч партнеру или попытаться забросить его в корзину противника. Техничный игрок умеет вести мяч любой рукой не глядя на него, а наблюдая за действиями других баскетболистов на площадке.
В игре нет ограничений, касающихся того, какой игрок и из какой позиции может бросить мяч в кольцо. Каждый владеющий мячом в пределах площадки имеет право выполнить бросок, но, естественно, чем ближе он располагается к корзине, тем больше у него шансов на успех. Мяч может быть направлен прямо в кольцо или в щит, после удара о который он отскакивает в корзину.
При неудачном броске мяч отскакивает от кольца или щита, и любая из команд может попытаться овладеть им. Игроки атакующей команды стараются добить отскочивший мяч в корзину сразу или, овладев им, сделать повторный бросок. Для того чтобы выполнить бросок в корзину, команде предоставляется 24 секунд. При нарушении этого правила мяч передается другой команде.
Если игрок, которого толкнули, в это время выполнял бросок и мяч, не попав в корзину, он получает право на два штрафных броска, которые выполняет без помехи из-за линии штрафного броска . Эта линия длиной 3,6 метра проводится параллельно лицевой линии на расстоянии 6 метров от передней поверхности щита. За успешный штрафной бросок команде присуждается очко.
Спортсмен должен оставаться за линией штрафного броска до тех пор, пока мяч не коснется кольца или щита. До этого момента ни один из игроков не имеет права входить в область штрафного броска. Если последний бросок окажется не удачным, участники обеих команд могут бороться за отскочивший от кольца мяч.
При желании команда может отказаться от права на пробитие штрафных бросков и ввести мяч в игру из-за боковой линии вместе ее пересечения с центральной линией.
Фолы:
Технический;
Обоюдный;
Персональный;
Дисквалифицирующий;
Неспортивный .
Технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера. Наказание: Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.
Дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды. Наказание: Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.
Неспортивный фол - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил. Наказание: Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.
Персональный фол - фол, вследствие персонального контакта. Наказание: Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то: если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание; в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных; Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то: если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной; если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.
Обоюдным фолом является ситуация, в которой два соперничающих Игрока совершают фолы (вследствие контакта) друг против друга приблизительно в одно и то же время.
Остальные нарушения правил, которые не рассматриваются как фол, являются просто ошибками: бег с мячом в руках (пробежка), удары кулаком по мячу, ведение двумя руками, повторное (двойное) ведение, выбивание мяча за пределы площадки, игра ногой . При ошибках или фолах, которые не влекут за собой назначения штрафных бросков, игра возобновляется вбрасыванием мяча из-за боковой линии в точке, ближайшей к месту нарушения. Спортсмен обязан ввести мяч в игру за 5 секунд. После удачного броска с игры или удачного последнего штрафного броска мяч вводится в игру участниками противоположной команды из-за лицевой линии.
Когда команда совершает 5 фолов (после этого любой из них наказывается двумя штрафными бросками). Секретарь регистрирует минутные перерывы, взятые каждой командой, и уведомляет через судей тренера, если тот берет второй тайм-аут в одной половине игры. Он показывает число фолов, совершенных игроком, используя пронумерованные указатели, Кроме того, извещает судей в поле о заменах.
Игра длится 4 тайма, по 10 минут. Перерывы между 1-2, 3-4 2 минуты, между 2-3 15 минут. В случае ничьей назначаются дополнительный 5-и минутный период или столько таких периодов, сколько их потребуется для того, чтобы изменить ничейный счет, Игровые часы регистрируют только чисто игровое время. Когда судья в поле подает сигнал, секундометрист останавливает часы и вновь пускает их в тот момент, когда после введения мяча в игру его коснется кто-либо из баскетболистов на площадке. Часы останавливаются при пробивании штрафных бросков.
Оператор 24–секундного времени следит, чтобы команда владела мячом перед броском не более 24 секунд, и подает сигнал, если это правило нарушено.
Команда, владеющая мячом, в течение 8 секунд должна продвинуть его на половину противника. После этого мяч нельзя возвращать в свою тыловую зону. Это будет ошибкой.
Каждая команда имеет своего капитана. Если капитан покидает площадку, он должен известить судей, кто из игроков будет выполнять его обязанности,
Тактика игры команды обычно контролируется тренером, который решает, кто из баскетболистов начнет игру, кого и когда следует заменить. Число замен в матче не ограничено. Замена разрешается только тогда, когда мяч «мертвый» (вышедший из игры) и время остановлено, а если это произошло после нарушения правил, то только в том случае, если заменяющая команда будет владеть мячом. Поскольку после забитого с игры мяча сигнал не подается и время не останавливается
Замена в этом случае не разрешается.
Кроме замены тренер может попросить минутный перерыв (тайм-аут). Ему разрешается взять два минутных перерыва в каждой половине игры и по одному в каждом дополнительном периоде. Тайм-аут может быть предоставлен только тогда, когда мяч «мертвый» и игровое время остановлено, За удачный бросок с игры команде присуждается два очка. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков. Команде засчитывается поражение, если она отказывается продолжать игру или если в ее составе останется меньше двух игроков.
Заброшенный мяч
За мяч, заброшенный:
– со штрафного броска, засчитывается одно очко;
– из зоны двухочковых бросков, – два очка;
– из зоны трехочковых бросков, – три очка.